Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+7

Карман

А
А

Зрителя воспитывает театр

Шауль Тиктинер в специальном представлении не нуждается. На спектаклях его театра выросли несколько поколений юных зрителей, говорящих по-русски. Сегодня они, повзрослевшие, приводят в театр Шауля Тиктинера своих детей.

30.08.2015
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Шауль Тиктинер в специальном представлении не нуждается. На спектаклях его театра выросли несколько поколений юных зрителей, говорящих по-русски. Сегодня они, повзрослевшие, приводят в театр Шауля Тиктинера своих детей, и вновь малыши замирают от восторга и радостно смеются, глядя на сцену, где рождается волшебная история  

Юбилейный сезон 

- Сентябрь – начало  нового театрального сезона. Какой  он по счету для вашего театра? 

- Мы открываем 25-й сезон.  

- Он будет чем-то отличаться  от предыдущих? Все-таки четверть века, юбилей. 

- Юбилей мы будем праздновать  после завершения сезона, когда  он закончится, будем отмечать. Скорее всего, это произойдет будущей осенью. В юбилейном сезоне мы хотим поставить спектакль для взрослых. Он называется «Полеты с ангелом», о Марке Шагале. Пьесу написал Георгий Сагалов, она достаточно известна, очень интересный материал.  

- Это первый спектакль  для взрослых в вашем театре? 

- В минувшем сезоне мы поставили рок-оперу «Догз», работали над ней целый год. Это очень большая и очень интересная работа. Музыку написал молодой израильский композитор Дима Петровский, в спектакле участвует большой актерский состав. Мы сыграли его два раза, получили очень хорошие отзывы, сейчас думаем, как работать с этим спектаклем дальше.   

- Будут ли в юбилейном  сезоне новые постановки для детей? 

- Мы планируем выпустить «Волшебную  скрипку», спектакль о музыке. Мне давно хотелось поставить музыкальную сказку для малышей, наконец, эта мечта сбылась. В спектакле вместе с нашими артистами принимают участие профессиональные скрипач и пианист, на сцене будут звучать живые инструменты.  

- Это обучающий спектакль, рассказывающий детям о музыке? 

- Дело в том, что я не воспринимаю  определения «обучающий спектакль». Я не считаю театром так называемые спектакли, в которых рассказывается о правилах дорожного движения или противопожарной безопасности. Форма театрализованной лекции имеет право на жизнь, но мне это не интересно, я не люблю дидактику и назидательность в театре. Я не люблю, когда детям говорят: это хорошо – а это плохо. Ребенок должен сам решить за себя, без подсказки, увидеть, что важно лично ему. Спектакль должен быть искусством, а не лекцией, в театре нужно сопереживать, быть эмоционально настроенным за или против. Мне так кажется.  

О театре 

- Когда вы ставите  спектакль, вы ориентируетесь на  возраст зрителей? 

- Мне всегда трудно отвечать  на этот вопрос. Мне кажется, что  один и тот же спектакль  может быть интересен и детям  разного возраста, и взрослым. Поэтому  я закладываю в него разные  пласты. Для маленьких – красочный  видеоряд. Стараюсь, чтобы он был  красивым, похожим на яркую книжку. Все знают, что даже самые маленькие  детки увлеченно смотрят мультики  по телевизору. Так ребенок начинает  знакомство с окружающим миром. Малышам важно, чтобы картинка  постоянно менялась, чтобы не  рассеивалось внимание, и мы это  учитываем. Ребенок постарше уже  узнает героев спектакля, то есть  наши звери должны напоминать  настоящих. А вот характеры, похожие  на человеческие, узнают родители, и это их рассмешит. Так спектакль  задевает самого разного зрителя.  

- Шауль, сколько актеров в вашем театре? 

- Мы не государственный театр, поэтому штатного расписания у нас нет. К сожалению. Мы работаем от кассы. Если кассы нет – значит, зрители не ходят. Но мы играем 25-й сезон, значит, публике интересно. Есть актеры, которые работают со мной больше десяти лет, художник - двадцать три года, композитор – двадцать четыре. Это костяк, на котором держится наш театр. Некоторые актеры пришли два года назад, некоторые чуть раньше. При этом нельзя сказать, что они работники театра, хотя для них это основной смысл существования. Но все они где-то работают, потому что жить на то, что дает театр, сложно.  

- Вы приглашаете только  актеров с профессиональным образованием? 

- Да, только профессиональных артистов. Но в спектаклях участвуют  и непрофессионалы – наши студийцы. Они еще юные, не успели получить специальное образование, но они учатся в наших театральных студиях.  

Обучение театру 

- В театре Шауля Тиктинера, кроме постановки спектаклей, работают детские театральные студии. Сколько студий вы открыли в разных городах?  

- В прошлом году их было сорок. Сейчас идет новый набор, и тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, идет он очень хорошо. Мы предполагаем, что в нынешнем году количество студий будет больше пятидесяти. Причем в этом году мы открываем еще одно направление – раньше студии были только театральные, теперь дополнительно к существующим мы открываем театрально-музыкальные. С детками, у которых есть музыкальные данные, будут заниматься педагоги по музграмоте и вокалу, а также, как и прежде, преподаватели театрального мастерства.  

- Когда появились первые  студии вашего театра? 

- Лет девять-десять тому назад  я ставил мюзикл «Волк и  семеро козлят». Это был спектакль  по мотивам очень известного  фильма «Мама», в котором играли  Людмила Гурченко, Михаил Боярский и другие знаменитые актеры. Я переписал сценарий этого фильма для нашего театра, мне помогал ныне покойный драматург Марк Азов, который много с нами работал. Мне нужно было набрать козлят, поросят, цыплят, и это должны были быть дети. И тогда мы открыли набор, чтобы подготовить маленьких артистов к выступлению на сцене. Это была наша первая студия. Опыт оказался удачным, мы продолжили работу, и с каждым годом наших студий становится все больше и больше.  

- Сколько лет занимаются  дети в студии? Скольких студийцев  вы воспитали? 

- Только в прошлом году через наши студии прошло более трехсот пятидесяти детей. Есть мальчики и девочки, которые занимаются по три-четыре года, есть те, что занимались с пяти лет до двенадцати. Потом они выросли, появились новые интересы, и это нормально. Мы принимаем в студию с четырех лет, но бывают совсем маленькие детишки, которые с удовольствием учатся, у нас была замечательная девочка в два года и восемь месяцев. Но по своим данным она могла соперничать с семилетними, и мы ее приняли.  

- Случалось, что ваши  студийцы становились профессиональными  актерами? 

- Сейчас говорить рано. Но у  нас есть девочка, которая занималась  в студии, а теперь учится в  «тихоне» с театральным уклоном. Я написал ей рекомендацию, она  прошла вступительное собеседование. Я планирую взять ее в наши  спектакли на взрослые роли.  

В предполагаемых обстоятельствах 

- Шауль, давайте представим, что вы папа, который хочет записать своего ребенка в театральную студию. Ваш сын родился и растет в Израиле, и никакая студия, где преподают на русском языке, ему не нужна. Как вы будете его уговаривать? 

- Во-первых, уговаривать не надо. Ребенок должен почувствовать, зачем ему заниматься в студии, для этого нужно выйти на уровень его понимания, восприятия окружающего мира. Ему нужно показать. Прежде всего, привести в хороший театр, на хороший спектакль. Не на клоунов, не на массовиков-затейников, которые бросают в зал мячи, и все веселятся. Это не театр, это цирк. Чтобы понять, для чего нужно заниматься в театральной студии, ребенка необходимо, повторяю, привести на хороший спектакль. И что очень важно, посмотреть его вместе с ребенком.  

- Если родители его  привели - значит, они смотрят спектакль… 

- Иногда я сижу в зале во  время наших спектаклей. И вижу, как родители достают свои смартфоны, переписываются, читают и до конца находятся там, а не рядом со своим ребенком. Я потом спрашиваю: «Зачем вы пришли? Для чего? Вы привели ребенка, чтобы дать ему духовную пищу. Посмотрите, хорошая это пища или нет. Если вы приходите в супермаркет и покупаете еду, вы же смотрите, какая она. Вы же не даете своим детям все что попало. А, придя в театр, вы не контролируете, интересно ли ребенку, подходит ли ему этот спектакль. Подумайте, посмотрите…»  

- А если родители считают, что ребенку именно этот спектакль  не подходит? 

- Нужно иметь в виду, что есть  разные театры. Не хорошие или  плохие, а разные. Родители должны  в этом разбираться. Я не говорю, чтобы приходили только на  мои спектакли, но нужно посмотреть, на кого вы ведете ребенка. То есть нужно учиться вместе с ребенком отбирать материал. И если вы выбрали хороший спектакль и видите, что ребенка захватило происходящее на сцене, можно ему сказать: «Хочешь узнать, как это делается?» Не нужно говорить, что это студия, просто предложите показать ему особое место, где можно многое узнать. И могу вас уверить, что ребенок обязательно захочет. Дети по природе любопытны и всегда хотят узнать новое. Интерес ребенка можно разбудить в нужное время в нужном месте. Когда после спектакля наши студийцы заходят за кулисы, я им говорю: «Вы теперь наши коллеги, вы занимаетесь театром, вам можно узнать все театральные тайны». Видели бы вы, как у них горят глаза! Кстати, их родители тоже очень хотят туда попасть.  

- Но детский интерес  часто бывает недолгим. Как его  поддерживать? 

- Когда ребенок пришел в студию, наша задача – чтобы интерес  не пропал. Мы с педагогами  придумываем, как его продлить, как  сделать занятия удовольствием  и в то же время дать знания. Но главное – не заставлять, никакого принуждения, это вызывает  обратную реакцию.  

- А теперь давайте  повернем ситуацию наоборот. Вы  – ребенок, который хочет заниматься  в студии, а вашим родителям это неинтересно. Что делать? 

-  Я вам расскажу один случай. В одном городе уже несколько раз приходила на наш спектакль девочка лет пятнадцати с сестричкой, ей годика четыре. Старшая рассказала: «Я хочу, чтобы наша маленькая пошла на спектакль. Родители говорят, что если я этого хочу, то должна заработать денег и купить билеты». И она заработала, чтобы привести сестричку в театр. Мы сделали ей максимальную скидку на билеты, почти бесплатно продаем. И я вижу, что маленький ребенок счастлив, глядя на сцену. Когда я был мальчиком, мама всегда предоставляла мне все, что вызывало интерес: кружки, музыка, спорт. Так что мне сложно понять родителей, которые равнодушны к желанию детей ходить в театр или записаться в студию.  

Театр и зритель 

- Шауль, театру 25 лет. Как изменился ваш зритель за эти годы? 

- К сожалению, зрителей становится  меньше. Детки, которые приехали  маленькими, выросли, а их дети  редко хорошо владеют русским  языком. Что касается качества  публики, то оно не изменилось. Есть формула: если ты хочешь построить театр, создай своего зрителя. Если ты воспитал своего зрителя, значит, у тебя есть театр, здание ничего не значит. У нас во всех городах Израиля есть своя публика, с которой мы в постоянном контакте. До тех пор, пока она есть, театр будет жив.  

Записаться в детскую театральную студию Израильского ТЮЗа Шауля Тиктинера можно  по телефонам: 03-6833334, 054-2572211 или на страничке Facebook. 

Купить билеты на спектакль

Римма Осипенко