"Следующий" (по-английски "Next in Lain", на иврите - (Аба ахарав, הבא אחריו ). Спектакль с таким названием по пьесе Шахара Пинкаса в беэр-шевском театре поставила новый главный режиссер Шир Гольдберг. Хороший режиссер, скажу я сразу, потому что я видела очень много ее прежних работ. И новая постановка меня в этом не разубедила. Несмотря ни на что. Программка сразу заявляет: все непросто, нам предстоит некое царское дело, потому что на титульном листе фото актера Натана Датнера в короне.
Список действующих лиц подтверждает, что мы не ошиблись: царь Давид, его сыновья Шломо (Соломон)) и Адония, Вирсавия (Бат-Шева), Ависага (Авишаг) - все здесь.
Автор пьесы попытался соединить реминисценции былого с нашим острым, динамичным, беспощадным сегодня. Люди в стилизованных костюмах (то ли в одеждах викингов, то ли модных французских кутюрье, а некоторые в современных офисных костюмах) говорят о политике, о том, что есть противники и сторонники мирных переговоров, что враг внутри - и у границ, что много различных подводных рифов в выстраивании верной государственной линии. И о том, что царь Давид устал, устарел, нездоров, его все чаще посещают апатия и сонливость. Враги хитры, сети их демагогии сплетены умело. Всюду ловушки. Царь мечется, царь обессилен. Его сотрудница Авишаг смотрит преданно, сочувствующе, ее стараются перетянуть на свою сторону разные силы, шантажируют, угрожают. Только она не колеблется, не интригует, она знает, что останется с царем до конца. Где-то у ворот долгое время ждет аудиенции у царя посланец народа. Но сейчас не до него. Знакомо. Посланец ждет долго - и умирает. Дворец занят другим, более важным. Издалека возвращается царский сын Шломо (Соломон). И тут ему рассказывают ту давнюю историю, который знает каждый школьник. О том, что мама Бат-Шева была женой Урии, она соблазнила Давида - и Давид довольно неэлегантно от Урии избавился, послав его на верную смерть. Авторитет царя-отца рухнул. И сняты барьеры: оказывается, все можно. Мораль - пустяк. Да и что такое мораль... Красавчик Шломо потрясен. Возмущен. Раздавлен. Вопрос: неужели умный (как мы знаем по истории), очень талантливый царевич ничего не знал, не догадывался? Что, он тупой, слепой, глухой? Не слышал перешептываний, сплетен? Он настолько инфантилен? И услышанное так возмутило и потрясло его, что он тут же переродился - и срочно, без зазрения совести, убил сводного брата Адонию, который претендовал на престол по праву старшинства?... И еще вопрос: почему героев пьесы и спектакля надо было назвать царь Давид, Шломо, Бат-Шева?
Какова тут задача и тайна? Новая трактовка ТАНАХа? Типа такая притча вечная? Всё так же, и фигуранты те же... Сделана попытка через призму прошлого понять наше драматичное запутанное настоящее? Многозначительная мозаика намеков, рассыпанная по тексту пьесы, упрямо стучится в душу. Немного этих самых намеков, интонация знакомых и знаковых персон, живущих и правящих сейчас - и зал благоговейно замер. Речь, напоминающая риторику партийных лидеров, демагогическая пустота лицемерных заявлений в прямом эфире (этот прием тоже есть в спектакле!) - и зал покорен.
Ведь это про нас, да, о нашем тупике. Вот они, знакомые дворцовые подковерные интриги, борьба самолюбий, цинизм, жажда власти, беспринципность. Это мы - тот самый посланник народа, которого томили у ворот, и потом цинично констатировали его смерть. Это мы, о которых никто не думает, заставляя снова идти на бесполезные выборы, ставя по удар многие важные социальные проекты¸ это мы, кому вот-вот будет навязан мракобес-министр просвещения. Палящее солнце власти одних слепит, других убивает.
Кто же следующий? Шломо, Ганц, Нехемия, Лапид? Кто на очереди в большом и страшноватом театре?
Читайте также
Пьеса Шахара Пинкаса наивна. Прямолинейна и предсказуема. Демагогична. Прямо скажем, исторически-политический театр оказался здесь малоэффективен.
Я сказала, что ценю режиссерский почерк, поиск Шир Гольдберг. У нее были качественные спектакли. И первый для меня в этом списке - "В наши дни не дерутся на дуэли" по Владимиру Набокову¸ спектакль, который был настоящим художественным открытием. Его убили "закупщики", те, кто решает вопрос проката в нашей стране - но это уже совсем другая история.
Новая работа Шир Гольдберг выглядит поспешной, проходной. Ничего, теперь у нее, как у худрука, много возможностей, инструментов¸ да и зрительская судьба "Следующего", возможно, сложится неплохо.
В этом спектакле есть две сильные, глубокие, преодолевающие узкие рамки средней пьесы актерские работы. Это Натан Датнер - царь Давид. Породистый, вальяжный, сложный властитель. Сочетание всех стилей и эпох в костюме, эклектика и вторичность текста ему не мешают, у него это отступает на второй план. Он человек, у него есть душа. Он проживает у нас на глазах целую жизнь. Не придуманную - подлинную. Он не хочет терять власть - и все же отдает корону, похожую на терновый венец, колючую, уродливую. Он то фальшиво-амбициозен, то обезоруживающе-человечен. Палитра актера грандиозна. Датнер всегда премьер на сцене - играет ли он Тевье или профессора Хиггинса. Его герои живые, эмоциональные, думающие, крупные личности. Обаятельные. Царь Давид - глубокий, неоднозначный. Серьезная удача актера.
Том Авни -Адония. Истеричный, лукавый, одинокий, умный, этот человек страшен и трагичен. Актер несет мощную энергетику, у него ни одной непродуманной сцены или случайной интонации.
Хороша музыка Даниэля Саломона¸ точная, атмосферная. Декорации Ули Шевцовой лаконичны, метафорически-пластичны.
В спектакле заняты хорошие, профессиональные актеры - Шломо Битерман, Инбар Данон, Адва Эдни,Орен Коэн, Мули Шульман...Все они умеют играть в ансамбле, все - показатель стабильности и уровня беэр-шевского театра. Этот театр уже доказал свой потенциал - и от него можно многого ждать. Были падения и мрачные времена. Что потом? Кто следующий?
Инна Шейхатович
На правах рекламы