Это состоялось - знаменитая балерина Наталья Осипова выступила на израильской сцене вместе с Израильским балетом. И была «Жизель», и кружевная деревушка с кукольными жителями-пейзанами следила за историей влюбленности и розыгрыша, вроде невинного, но завершившегося бедой, ударом, смертью... Зал тоже следил - и восторженно и очарованно отмечал благодарными аплодисментами каждый эффектный штрих, прыжок, пируэт.
Читайте также
Мозаика - музыка балета ( так как наряду с Адольфом Аданом в партитуру внес свой вклад и Людвиг Минкус), и либретто - мозаика, ведь оно соткано из поэтичной печали Теофиля Готье, старинных легенд, баллады Гейне... То же с хореографией - Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа долго, вместе и по очереди, выдували из волшебного стекла танца эту тончайшую вазу...В ней и отзвук первой исполнительницы - Карлотты Гризи, ее любви и изящества.
Сразу скажу, что в этом случае автор, который хочет описать событие, участников и художественную ценность, оказывается в ситуации прекрасной и сложной. Прекрасной - потому что свет и истинное откровение искусства дают счастье, а счастье не нуждается в суперлативах. Сложной - потому что писать о балете так же невозможно, как танцевать об архитектуре. А слова нотками-бутонами рвутся на волю.
Сначала о балете. О нашем, израильском балете. Созданный двумя романтиками Бертой Ямпольски и Гилелем Маркманом полвека назад он все еще юн и наивен. Продирается сквозь тернии, сражается с мельницами самых разных размеров и стилей. И когда наши танцуют классику, лично я испытываю гордость и нежность. Уж слишком тягостен путь балетного ансамбля в нашем климате. Уж слишком героичен должен быть этот маленький коллектив...
Итак, граф переоделся в крестьянина и завел роман с деревенской девушкой. Девушка была милая, мечтательная, верила в гаданье на ромашках и в ряженого-суженого Альберта влюбилась всей душой. Лесничий, которому Жизель нравилась всерьез, раскрыл обман, а тут и отец аристократа появился, и свита, и невеста Батильда, одетая в шелка и бархат. В той «Жизели», о которой идет речь, Владимир Дорохин исполнил партию графа Альберта. Он робок, совсем ненахален. Оруженосец пытается его увещевать оставить девушку в покое - и Альберт слушает его виновато и спокойно. И танцует с прелестной крестьянкой радостно и упоенно, и не думает о будущем, и ни в чем не уверен. И когда разжается гроза, все открывается - и несчастная падает замертво, только отчаянно и горячо целует руки мертвой Жизели. А потом в глубокой задумчивости приходит на кладбище. В спектакле части, две новеллы, первая - о жизни и обмане, вторая - о смерти, призраках и истине. В дневной жизни Альберт не сдал экзамен, провалился. В ночном лунном антураже кладбища, опечаленный и растерянный, он почти погиб - и любовь Жизели, любовь, которая оказалась сильнее смерти, спасла его.
Мирта, старшая среди виллис, этих сумрачных призрачных жительниц кладбищенского парка, в этом спектакле Виктория Дородны. Она, к слову, у нас и партию Жизели весьма неплохо танцует. А Мирта у нее не злая, не мстительная, она просто очень печальная, словно ее тайна и беда, которая до срока свела в могилу, тяжелее и трагичнее всех прочих.
Виллисы и деревенские подруги Жизели - артистки балета. Все стараются, всем очень важно качество, результат.
Наталья Осипова - резвая, легкая, живая, доверчивая и искренняя в первой части, и отрешенно-лунная, прозрачно-невесомая во второй. Но одно неизменно - ее любовь, чувство к Альберту, та сила, которая влечет ее к нему и в жизни, и в смерти. Наталья Осипова владеет балетной техникой виртуозно, она не думает о ней - артистка творит. Свободно, гордо, торжествующе.Главный символ романтического балета -арабеск- обретает в ее исполнении совершенно одухотворенное и многоликое звучание.
Роскошь прыжка, стальной носок, грация, порывистость верящей в справедливость девочки, а потом высокая сила самоотречения и холодная уравновешенность фантома, который даже уходя навсегда не дает виллисам свести с ума несчастного любимого- все было убедительно.
Наталья Осипова сыграла и станцевала изумительно. Счастье выпало на долю тех, кто прикоснулся к ее магии. Да и авторитет, популярность нашего балета подросли, расширились.
Инна Шейхатович
На правах рекламы