Гастроли завершились. Зрители трех городов, Тель-Авива, Ашдода и Ашкелона, сохранят в памяти негромкий и очень теплый голос театра из Кишинева. В тихом доме, утопающем в розовых кустах, в Ашкелоне, хозяйка, красивая и душевная Ирина, дочка режиссера Юрия Хармелина, хлопотала вокруг стола, накрытого по-королевски. Юрий Аркадьевич Хармелин и его актеры отдыхали. Вспоминали, рассказывали о себе (это значит – о театре, который называется Театр с улицы Роз). Ночь стояла за окнами, прожектор луны висел прямо над домом. Театр жаркой израильской ночи и театр из Молдовы были на одной сцене.
...История, сочиненная украинским писателем Анатолием Крымом и инсценированная режиссером Юрием Хармелиным, простая. В старом доме жила семья. Похожая на все другие семьи. В семье рос болезненный мальчик, Лёва, Лёвушка. И его горячо любили два бабушки –Даша и Роза. Украинка и еврейка. В пестром мире все рядом –плохое, хорошее, странное. Нам очень трудно понять, где что. С кем быть. Кого избегать. Навигатора нет и не может быть. «Лёвушка» - зарисовка, эскиз картины мира. Любимые люди довольно часто, любя нас, не любят друг друга. Примеров тьма. И тогда нужен разум, нужно сердце. Чтобы не потерять драгоценные чувства. Не растратить что-то глубокое. «Лёвушка» - спектакль даже не совсем про то, что бабушка Даша считает бабушку Розу одной из тех, кто «господа нашего Иисуса» продал. А бабушка Роза уверена, то покупать для неродившегося малыша пеленки-распашонки заранее нельзя. И что одна на пасху ест мацу, а другая красит яйца. И не про их, бабушек¸ скорбное молчание, когда глупенький внук ретиво-заученно кричит им «Да здравствует товарищ Сталин!»...Лёвушка» -про все вместе. Про сложную и очень часто недобрую родительскую любовь. Про детское нестрашное корыстолюбие – и взрослое страшное желание привлечь к себе ребенка любой ценой. Про историю огромной страны. Про то¸ что мы все же неспособны научиться на ошибках.
Читайте также
Это емкий и лаконичный спектакль. В котором спорят- сливаются две музыкальные темы. И звучат русский, украинский, идиш, и играют две очень серьезные, глубокие¸ оригинальные актрисы. Народные артистки Республики Молдова Людмила Колохина и Марина Мадан. Режиссеру удалось не сбиться на сентиментально- тривиальную проповедь типа «все люди – братья», не педалировать чуть поверхностную демагогию и иллюстративность, которой грешит сам материал. Юрия Хармелин вложил в спектакль свои раздумья, свой опыт, свою собственную историю. Вячеслав Азаровский, который давно, трепетно играет заглавного героя, сказал, что эта роль ему дорога. Ведь в каждом из нас есть частица того мальчика, который не сказал своим близким самые главные слова – а потом было поздно...К слову¸ сына Славы Азаровского зовут Лёва...
Спектакль понравился зрителям. Спектакль оценили те, кто ходит не на «медийные лица» не на комедии и не «чтобы отдохнуть». Спектакль оценили все, кто умеет слушать и сопереживать. Генеральный директор международного фестиваля «Театральный дивертисмент», целью которого является показ в Израиле спектаклей всей той огромной театральной территории, которая не Москва, Дагмара Гиллер сказала: «Талант, театр не связан с тем, довелось ему расцвести в провинции или столице, таких понятий- столица, провинция - для творчества практически нет».
...В доме под луной, в Ашкелоне, беседовали актеры, и организаторы гастролей, и подавшая идею представитель ЭММИ (союза театральных деятелей Израиля) Таня Соболь, и Ирочка Хармелина (какие воспитанные, чудесные у нее дети, просто удивительные!). И все желали здоровья, сил человеку¸ для которого театр – это жизнь. Юрию Хармелину.
Инна Шейхатович