Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+6

Карман

А
А

И Шагал, и дождь, и аккордеоны

Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» под номером 26 (столько раз штормом накатывал он на этот красивый город!) в этот раз был прохладно-жарким.

25.07.2017
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Фанфары и лужи

Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» под номером 26 (столько раз штормом накатывал он на этот красивый город!) в этот раз был прохладно-жарким. Жарко катили через город, через его мосты, площади, выставочные залы, театральные площадки десанты артистов и музыкантов. Гремели фанфары награждений и поздравлений. А прохладные вечера и дождливые ночи заставляли прятать подальше яркие наряды, бормотать что-то про капризы погоды, про июль без солнца.

Зябнущие продавцы кваса, васильков и шашлыков, промокшие нарядные и серьезные в своих национальных костюмах люди из Города мастеров (это огромный базар, смотр талантов, ярмарка народных промыслов), пестрые зонтики на концертах в Амфитеатре - таковы были приметы нынешнего июльского Витебска. Для меня Витебск - это и конкурсы, и уличные представления, и часы на ратуше, отсчитывающие свое время, и сосредоточенно - мудро глядящие на нас давно и навеки ушедшие люди с картин Иегуды Пена, - они в музее, здесь, рядом - только толкни дверь в прошлое... Шагал всем же улетел. Оставил своих коров и ундин, и влюбленных, какими были он и его Белла. А сам улетел. А Пен всегда здесь. Нигде в мире - только возле этого Успенского собора, этих грустно-милых васильков, этой зеленой медленной Двины... Старый еврейский художник, творивший чудеса в этом городе и убитый темной ночью в кромешном, злом 37-ом году...

Фестиваль в лицах

Малыш идет по луже, радостно, замирая от ужаса и счастья. Мама заботливо поправляет капюшончик: «ты же умница, вот все гости фестиваля видят, какой ты хороший...».

Вечные папарацци как всегда, как у них, в их цеху принято, разыскивают на фестивальном пространстве знаменитостей. А вдруг кто-то из них ест драники в тихом ресторанном уголке? Или примеряет в универмаге шорты?.. Из уст в уста журналисты (их на фестивале аккредитовано около 500, но, разумеется, шепчутся не все, некая часть) передаются закулисные детали: Азиза не появилась на пресс-конференции по причине алкогольного опьянения. Еще одну пресс-конференцию артистов кто-то кому-то не объявил, артисты не пришли... Какая-то новая звездочка купила в универмаге трусики...

А Йорданка Христова, знаменитая болгарская певица, икона стиля своей страны, любимица Болгарии, председатель жюри конкурса молодых исполнителей, всех на своем «Звездном часе» покорила. Скромностью и сдержанностью.

Отвечала на вопросы мягко, интеллигентно, не боялась показаться наивной и ошибающейся. Сказала, что не ест мяса, никому не завидует. Поет на 18 языках. На мой вопрос про израильскую музыку, израильских участников конкурсов в Витебске, сказала, что почти у всех важных явлений мировой музыки еврейские корни. И - запела песню Цвики Пика «Дива». И тепло вспомнила нашу Дану Интернэшнл...

В Витебском музее изобразительных искусств выставка офортов Рембрандта из частной коллекции. Просто, непостижимо, ясно. Камертон жизни, которая только на полотнах и осталась...Феноменально человечно...

Афиши, афиши. Спектакли и концерты зовут интригующими названиями, составом участников. Чтобы все это посетить нужны месяцы. Но - стараемся. Возле штаба фестиваля (он же - международный пресс-центр) встречаем израильского писателя-юмориста, главу белорусско-израильского общества дружбы, командора израильских творческих десантов на протяжении многих славных лет Аркадия Крумера. Его жизнь в дни фестиваля полностью посвящена заботе о коллективе израильских артистов. Их надо получше устроить, проследить, чтобы все были накормлены - и довольны. Чтобы чипсы и соки были в изобилии, а комфорт витебской жизни достойно украсил и дополнил художественные задачи. Делегации из Израиля - традиция Витебска. Его достойная примета.

Но пробежимся по залам и аудиториям. Совсем коротко - для подробного путешествия не найдет места ни один главный редактор. И все же...

...В филармонии, за спиной у напряженного грозного Ленина, был концерт ансамбля «Алан» (Республика Северная Осетия- Алания). Изящество и мужество, сочетание почти невероятного в наши дни мужского-сильного и драгоценного-хрупкого женского начал. И - ураганная виртуозность танца. Такого аутентичного, такого красивого. Доказывающего, что фольклор- беспримерная ценность. Соль и свет земли. Любой.

...Концерт мастеров искусств Украины в Амфитеатре был огромным и красочным. Ансамбль песни и танца Украины Государственной пограничной службы Украины продемонстрировал отточенное мастерство танцев и роскошь тембров хора и солистов. Иво Бобул захлестнул огромный зал мощью голоса, Николай Гнатюк мило и безвозрастно обращался ко всем и каждому зрителю в отдельности. Венки и акробатические трюки танцоров цвели на сцене. Загадка и красота Ирины Билык затмили попсовую одномерность ее песен. Наталья Бучинская всю душу вложила в сильную гимническую песню, посвященную ветеранам войны, и зал встал в едином порыве, со слезами на глазах.

...Неправильный классик, композитор Александр Зацепин ответил на вопросы журналистов на своем «Звездном часе», старые и привычно любимые песни мастера прозвучали в грандиозном концерте под кодом «Есть только миг...». Автору «Песенки о медведях», «А нам все равно» и «Мир без любимого», сейчас 91 год. Его музыку исполняют. Другой на постсоветских просторах просто нет, не наблюдается.

...Спектакль белорусского театра «Лялька» по пьесе Нины Гернет «Веселый Дорофей» (постановка невероятного, дивного Виктора Климчука, худрука этого живого умного театра) -праздник для всех. И для детей, и для взрослых. Непослушный обаятельный (и очень гордый) гусенок Дорофей живет себе припеваючи, хозяйка Аленка его любит, но иногда оставляет одного. И Дорофея похищает лиса.

В легких, подвижных, остроумных декорациях Кристины Барановой есть что-то от детского рисунка и что-то от МХАТовских реалистичных спектаклей. Сюжет двигается интерактивностью: дети и взрослые участвуют в действии, подсказывают, запутывают, ведут дипломатическую игру. Аленка вместе с Ежиком смогли перехитрить лисицу. А гусенок еще и сцену хозяйке устроил, мол, думать надо, когда маленького друга одного оставляешь. Отвечать надо за тех, кто тебе доверяет. В спектакле четко и разумно, но ненавязчиво расставлены акценты, воспитательная задача не затмевает чудесную природу сказки. Она понятна и малышам, и очень взрослым. И она волнует, развлекает и делает умнее - а это ли не главная цель театра?

Программа «Театральные встречи», спектакли антрепризных и репертуарных коллективов - одно из украшений фестиваля.

Московский театр на Юго-Западе (создал театр, наполнил его паруса воздухом, вел по штормам, воспитывал его зрителя недавно ушедший из жизни Валерий Белякович) давно дружит с Витебским базаром. В этом году театр показал на сцене театра имени Якуба Коласа два спектакля: «Игра в Наполеона» по пьесе Стефана Брюллота и шекспировского «Макбета». Оба с режиссурой Валерия Беляковича.

...Наполеон на Эльбе. Он играет с придворными в шахматы. Он хочет верить в свое возвращение на трон. Графиня Валевская истерически терзает его любовью. Ему льстят, его убаюкивают приторными клятвами. Шпионы выжидают. Свергнутому владыке поддаются Ему поддаются в шахматной игре. Он слабо играет в шахматы, и он играет себя, великого императора, перекроившего Европу, но бежавшего из суровой заснеженной России...Английский актер вынужден подсыпать ему яд в пищу и вино...

Стихия захватывающей шахматной партии, театр игры, вакханалия лживого карнавала слуг-господ, любовь, ставшая пешкой на черно-белой доске, глупой шуткой, уловкой... Трагедия диктатора и трагедия маленького лицедея сходны в главном. И точкой невозврата вдали маячит остров Святой Елены...

«Макбет» у Валерия Беляковича черно-белая фантазия. Она качается на качелях, на дверях, которые скрывают и проявляют будущее. От черного к черному, от прозрения к слепоте. И ведьмы, скульптурно-акробатически повернутые задом наперед, вывихнувшие головы, дурят своими лживыми прогнозами. Как иллюзионисты- гимнасты. Перевод Бориса Пастернака, режиссура Валерия Беляковича жестко и реалистично ввергает зрителя в мир, где прикрываются мистикой, астрологией, приметами, чтобы творить зло. Ступив на путь преступления, Макбет становится чудовищем. Человек в нем умирает. Реквием по человеку - вот главная тема спектакля.

Олег Леушин чутко и значительно сыграл Дункана. Прописав-прожив человека, крупного, и умного, и справедливого, и не чуждого земным слабостям, которого тщеславный эгоист Макбет назначил убрать с пути. Стряхнуть с доски. Леди Макбет (ее отчаянно-горячо играет Любовь Ярлыкова) в какой-то момент приходит ужас от размаха его бесчеловечности, от его тупого стремления смести с дороги все помехи, даже если это ребенок...Мрак, власть, бездны черной души. Валерий Белякович оставил напутствие. Оставил созданный им театр. Слава театру - он бессмертен!

Наши на сцене!

Концерт артистов Израиля шел в фестивальной программе под грифом «Фестиваль без границ». В зале драматического театра имени Якуба Коласа было многолюдно и весело. Мы начали концерт с тенора. Потому что ему надо было убегать на работу: на нынешнем фестивале Феликс Лившиц был арбитром в составе международного жюри конкурса молодых исполнителей. И в начале израильского концерта он пел Альбинони, Джерри Бока, итальянские песни, песни на идиш. Солист Израильской оперы, любимый певец, знаменитый Феликс Лившиц исполнил на нашей оперной сцене 49 партий. Мой коллега, эпатажный, умный¸ интеллигентный журналист Сергей Соседов сказал про его голос и манеру «умный артист, умный голос». Феликс Лившиц всегда поет с душой, со смыслом. Его артистизм значителен. Его прочтение всегда убеждает. В репертуаре океан произведений. И - очень много души. Такой же океан.

Анна Тимофей, лауреат прошлогоднего «Славянского базара», молодая и яркая певица, обладательница редкого по красоте голоса, пела арии из мюзиклов, французскую и английскую музыку. И - великую песню Наоми Шемер «Золотой Иерусалим» ...

Зал принял ее восторженно.

Семья Кейтлиных (Константин, Ольга, Лев, Максимилиан и Элизабет) исполнила еврейские мелодии. Горячие, любимые, наивные, забавные, почти говорящие о нашей доле и нашем юморе, о страданиях и праздниках.

Когда залу сказали, что юная Элизабет играет на саксофоне всего полгода, вспыхнула овация.

Оркестр аккордеонов из Беэр-Шевы - чудо пустыни. Тридцать пять лет назад дирижер, музыкант Виктор Деренбойм создал в музыкальной школе детский коллектив. Потом, через тридцать лет, организовался взрослый оркестр. В нем играют очень разные люди. Врачи, военные, воспитательницы детского сада, профессор, глава большого института...Все любят музыку. Всем хочется успеха и качества. Солисткой выступила редкой музыкальной культуры сопрано Изабель Мари Хав. Она покорила точностью и музыкальностью, шиком, европейским стилем.

Все обработки для окрестра делает человек большой души, энтузиаст, организатор, музыкант с большой буквы, теплый и увлеченный Виктор Деренбойм. Спасибо, лидер¸за музыку и обаяние.

Тали Купер, юная певица и артистка, показала себя настоящим бойцом, королевой сцены, «Хава нагила» в исполнении зажгла зал. Гостем концерта был Посол Государства Израиль в Республике Беларусь Алон Шохам. Он вышел на сцену, сказал важные и теплые слова о еврейской истории. О связи между нашими странами. О своих ощущениях на этом концерте. И это было очень важно и приятно для всех участников.

Мне выпало счастье вести этот концерт. Я хотела, чтобы люди, уходя из зала, унесли с собой частичку нашей страны, ее морей, городов, капельку блестящих текстов Эдгара Керета (его корни, кстати, из Минска) и Эфраима Кишона. Юмор, грусть, надежду. Веру в то, что все у нас будет хорошо. Странную формулу Шимона Переса (тоже уроженца Белоруссии): мы скорее драма, чем страна... Публика аплодировала долго. «Бисов» было много. Праздник «без границ» состоялся.

Послесловие

Витебск мне дорог. Мне дорог Шагал, парящий над Успенским собором. Его дух, спрятанный в «васильковой» символике. В красках оформления Амфитеатра. Мост с замочками («на верную любовь»). Кукольный квартал. Огонь, голоса поющих на площадях. Молодые лица. Удачи и тепло пресс-центра, и лично незаменимого, прекрасного Аркадия Шульмана. И его слаженной команды. И все, кто отдает душу и силы этому красивому делу. И всегда буду говорить слова благодарности гениальному творцу- Родиону Бассу, без которого ничего бы не было...Фестиваль мне дорог. Почти все мне в нем нравится. Не нравится очень малая толика. Не нравится, когда поют под «фанеру», когда носят на руках пустеньких, тщетно и не по праву «раскрученных». Когда ищут возможности воспеть весьма посредственных певцов. Всегда педалируют дешевые сенсации. Когда антрепризы заполняют внимательный, благодарный зал своей антрепризной халтурной тоской. Когда нехудожественно...

До свидания, Витебск! Дай Бог, еще свидимся!

Инна Шейхатович