Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Карман

А
А

Она и сила ее судьбы

Старая горькая история о непреодолимой силе рока, о проклятии отца, несправедливо и жестоко проклинающем свою дочь, берет начало в мрачной испанской легенде и написанной по ней драме аристократа¸ герцога Риваза.

16.05.2017
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Старая горькая история о непреодолимой силе рока, о проклятии отца, несправедливо и жестоко проклинающем свою дочь, берет начало в мрачной испанской легенде и написанной по ней драме аристократа¸ герцога Риваза. Великий итальянец Джузеппе Верди взял эту историю как основу для своей оперы. «Сила судьбы» была заказана композитору дирекцией императорских театров России. Либретто создал верный соратник композитора Франческо Пьяве. Можно не верить в знаки и веления судьбы, но после этого труда с Пьяве случился апоплексический удар. Больше он уже никогда ничего не написал...

В Израильской опере – новый спектакль. «Сила судьбы». Режиссер Пьер Франческо Маэстрини. За дирижерским пультом Даниэль Орен. Увертюра ( возможно, одна из самых прекрасных в оперном репертуаре) рассказывает обо всех событиях, которые произойдут. О любви и клятвах, о несправедливости и упрямстве гордых аристократов, о печальном финале.

...В мрачном дома-тюрьме, ночью, в Севилье Леонора ждет своего возлюбленного. Альваро любит ее так же горячо, как она любит его. Но отец, грозный маркиз Калатрава, никогла не даст согласия на их брак. Альваро из рода древних инков, дочери маркиза он не пара... Шум, шаги, и вот Альваро обнимает любимую. Пружина сюжета раскручивается жестко и страшно: отец со шпагой врывается в момент объяснения влюбленных. Громкий разговор, угрозы, стреляет отброшенный пистолет – и маркиз падает, он смертельно ранен. Перед смертью он проклинает дочь. Потом Леонора и Альваро по одиночке странствуют в пустом и суровом мире. Думают о той ночи. О том мгновении. Их любовь не погасла, но вместе им уже не быть. Одно мгновение изменило судьбу. Карлос, брат Леоноры, ищет их, чтобы убить... Войны гремят, монахи молятся святой деве. Качается неверное пламя свеч...

Опера – искусство весьма условное. Здесь поют, задумывая интригу, поют, принимая приглашение на обед. Поют , прощаясь с жизнью. Жить всерьез без скидок и самолюбования, без позы статуи ( ах, как это редко случается...) на оперной сцене могут лишь единицы. Певица, актриса Ира Бертман - может. Ее Леонора страстно, всем телом и всей душой тянется к Альваро ( в этой партии мы слышали Густаво Порта, опытного, авторитетного мастера ). И в то же время героиня Бертман молит его дать ей еще время, чтобы побыть с отцом, «не сегодня –завтра мы совершим побег», еще чуть-чуть побыть дочерью, девочкой. Потом она будет вновь и вновь молить небо о прощении, о спасении, и признаваться в любви¸и искать корень злой ошибки, и потом споет свою арию «Паче...», трепетно, тепло, с удивительной внутренней силой, и это впечатление уже не уйдет, не покинет нас и назавтра после спектакля, и много позже... Жестокий мир ( сценограф Хуан Гильермо Нова слепил, выплавил его из ночных кошмаров, из офортов Гойи, добавил огонь и череп) надвигаетсяна нее. Не скрыться от бурь, не преодолеть силу судьбы. Мы часто демагогично роняем «любовь побеждает, любовь сильнее смерти». Да, наверное, в этом есть правда. И жизнь нам дает море примеров силы любви. Но сила судьбы мощнее. Слепая и необъянимая, она сносит все плотины, все барьеры. Гидрой пожирает надежды. Карлос¸ брат Леоноры ( его в премьерный вечер пел Владимир Стоянов), уже будучи смертельно раненным, убивает сестру. Рука судьбы довершила начатое. Леонора – Бертман скатывается по холму, прозрачным и нежным звуком допевает свою партию-жизнь. Это воздействует сильно, мысли и чувства устремляются к ее несбывшейся любви и истории. Мне лично мешала режиссура этой финальной сцены: Альваро наблюдает за Леонорой издали, не пытается ее обнять, согреть, поцеловать. Потом формально итожит «умерла». То ли сдался на волю рока¸то ли устал от всех этих тайн и погонь...

В Израильской опере – новый спектакль. Великий Верди вновь заставляет жить и петь наше сердце. Израильская певица сопрано Ира Бертман вновь завораживает и убеждает. В этой ее роли есть эпизоды, когда вокалистка достигает высочайшего мастерства. Второй победительницей можно с полным правом назвать исполнительницу партии Прециозиллы, белорусскую певицу Оксану Волкову. Обладающая красивым и свежим меццо, она прекрасно ведет линию гадалки-волшебницы, знающей много о людях, патриотки, зовущей на бой за отчизну, народной героини. Повзрослевшая, ставшая менее эгоистичной Кармен, ироничная и свободная, она украшает спектакль.

Хор оперы и оркестр (Ришонский симфонический) вполне качественно донесли идеи композитора. Выше всех похвал был хор монахов с его дивным дуновением – piano. Не пропустите этот спектакль. Он даст вам заряд эстетического вдохновения, радости общения с великой музыкой. Пищу для сердца. «Сила судьбы» - на тель-авивской сцене.

Инна Шейхатович

Фото: Йоси Цвекер