Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Карман

А
А

Песчаный прибой

У еврейского классика Шолом-Алейхема есть тихая и грустная история о несостоявшейся любви. Как и многие другие его истории, она преисполнена нежности, ссылок на художественную литературу, приметами еврейской жизни.

08.11.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

У еврейского классика Шолом-Алейхема есть тихая и грустная история о несостоявшейся любви. Как и многие другие его истории, она преисполнена нежности, ссылок на художественную литературу, приметами еврейской жизни. История эта называется «Песнь песней», и имеет подзаголовок «Юношеский роман». Как и многие другие произведения Шолом-Алейхема, эта страничка несбывшейся любви звучит музыкой. И зовет за собой, как волна зовет волну, другие ассоциации, память, собственные сюжеты и волнения. Режиссер и актриса Ольга Туберовская прочла еврейскую лирику музыкально и трогательно, сочинила спектакль, в котором всего три героя – Он, Она и Любовь.

В особой атмосфере спектакля важную роль играет свет. Мастерские руки Миши Чернявского и Инны Малкиной могут придать театральной ткани дыхание и загадку.

...Шимек и Бузя – еврейские Ромео и Джульетта. Но гораздо более задумчивые, медитативные, рассудительные, чем их итальянские сверстники. Шимек видит прелесть Бузи, восхищается ею – и не препятствует тому, что она выходит замуж за другого. Точнее, он просто ей так до самой свадьбы не говорит о своей любви. Отдает ее добровольно, покорно. Уступает. Только много и медленно рассуждает, в тоске цитирует «Песнь песней», жалеет себя. Говорит, что даже самое грустное начало все равно веселее даже самого веселого конца. Проникновенно молчит. А мы думаем: как же так, ведь счастье было так возможно, так близко... В спектакле, который окружила, окольцевала разнообразной музыкой пианистка, композитор Алла Данциг, деликатно перевела шаг в плоскость длящегося жеста хореограф Юлия Мустер, остро и четко звучит вопрос: почему герой бездействует? Почему с самого начала занимает позицию наблюдателя? Река жизни течет вне его воли и желаний, он ничего не умеет изменить, построить, подчинить себе... Шимек мил и сдержан, глубоко чувствует поэзию, красоту природы, женское очарование, непростой и такой драгоценный мир семьи, ее тепло и строгую нежность. Актер Николай Туберовский искренне и восторженно-патетично передает мысли и чувства своего героя. Его глубокую душевность, его наблюдательность. И - совершенную слепоту во всем, что касается отношений с Бузей. И безграничное, бездумное, бессильное доверие к жизни. Вера в то, что никаких усилий прилагать не следует. Ведь в этом мире дни текут туда, куда им положено. И мысли, и дела. И все как-то происходит. Как-то совершается. Актеру удается соотнести глубокое, мудро-виолончельное звучание своего прекрасного голоса с наивной, отроческой, немного выспренной природой прямой речи Шимека. Он приезжает домой, получив известие о назначенной свадьбе сестренки-подружки – и тихо, взвешенно страдает. И пытается осознать. И красиво, эстетично смотрится на фоне зыбучего песка, этой застенчивой и медитативной анимации, которую создала Ольга Гольцер. Осыпающийся песок подчеркнул, осыпал, расцветил тему. Белые одежды героев (художник по костюмам Тина Сандаловская) в его присутствии отсвечивают то желтизной, то терракотой. Песок – это время, которое не вернуть. Не собрать.

Бузя как ее чувствует, озвучивает, пластически одухотворяет Анна Гланц-Маргулис, похожа на этакую еврейскую инфанту. Она величественна и по-детски покорна. Двигается мягко, в такт своим мыслям, своему сияющему, вбирающему Шимека взгляду. Главная находка актрисы – этот взгляд. Восторженный, доверчивый, пылкий. Она только это и может себе позволить, только этим и сообщает миру «я люблю, люблю». Как он мог не рассмотреть и не понять? Как так вышло?.. Песок рассыпает свои неверные узоры. Тихим мелодичным ручейком льется текст Шолом-Алейхема. Ольга Туберовская предложила зрителю еще раз вслушаться, вжиться, вдуматься в этот текст, в высокую мудрую его печаль. Примерить на себя ситуацию бездеятельной умозрительной восторженности. Понять, что бесконечность ожидания и сияние взгляда не ведут никуда. В итоге песок поглотит все. И отголосок песни, и тепло руки, и луч заката над родным домом. Не ждите, живите сейчас. И будет вам счастье. И еще. Спектакль «Песнь песней» начинает двигаться по стране. Прокат, успех, резонанс во многом зависят от нас. От вас. Не отказывайтесь, смотрите его. И это будет интересно.

Инна Шейхатович