Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Карман

А
А

"Вы помнете мою машину", или Летящей походкой выйти из шкафа

Для француза Франсиса Вебера смех - самое главное дело в жизни. Этот изобретательный драматург, режиссер, продюсер всегда готов смешить.

06.10.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Для француза Франсиса Вебера смех - самое главное дело в жизни. Этот изобретательный драматург, режиссер, продюсер всегда готов смешить. Люди смеются над недотепами и простофилями, в эксцентричном свободном полете действующими в его фильмах и пьесах, и- возможно!- чему-то учатся. Или просто смеются без всяких умствований. Что тоже вполне релевантно. Влипнуть в дурацкую ситуацию для героев Вебера проще простого. Они, кажется, так и ждут, когда их затянут в паутину несообразностей и нелепых ошибок. На фильмах "Игрушка", "Беглецы", "Невезучие", "Ужин с придурком", "Высокий блондин в черном ботинке" смеялись миллионы людей во всем мире. Французские "придурки" оставляли в душах зрителей приятное ощущение собственной нормальности, вселяли уверенность в своих силах и жизненной стойкости. Фильм "Хамелеон" (так было в российском прокате, точное, авторское название Le Placard, "В шкафу") был поставлен в 2001 году. Превосходные актерские работы (неподражаемые Даниэль Отей, Жерар Депардье...), музыка Владимира Косма делают эту комедию ошибок вполне художественным явлением. Крепким примером соответствия жанровым критериям.

К слову: Франсис Вебер сын еврея и армянки. Взрывная, невероятная смесь получилась...

В израильском театре "Бейт-Лесин" режиссер Алон Офир поставил спектакль, который получил название "Выйти из шкафа". Перевод Эли Биджауи, сценография и костюмы Орны Сморгонски. Я смотрела эту театральную историю в тель-авивском зале "Бейт а-хаяль", и слышала, видела, как весь зал единодушен в гомерическом хохоте. В одобрительном умилении.

Сюжет прост: скромного недотепу, маленького бухгалтера Франсуа Пиньона готовятся уволить. Надежд на будущее никаких, оптимизм на нуле. Теперь у него не будет средств платить бывшей жене алименты, сын к нему равнодушен, одну за другой отменяет все назначенные встречи. Пиньон в отчаянии. Он выходит на балкон - и примеряется к прыжку. Чтобы закончить эту безрадостную операцию под названием жизнь. Будто мы точно знаем, что ТАМ все будет иначе... И слышит голос: "Не прыгайте. Вы помнете мою машину". Затем в доме Пиньона появляется сосед, тот самый, чья старая машина стоит под пиньоновым окном. Психолог на пенсии. Бывалый и опытный инженер разочарованных душ. Профессиональный помощник в житейских бурях. Уж не знаю, к какой школе психологии относятся его методы, но совет, который дал этот новый Фрейд потерянному несчастному Пиньону, выглядит наивным и шокирующим: прикинуться гомосексуалистом. Выйти из шкафа, - как говорят в Израиле. Психолог помогает не только словом, но и делом. Присылает руководству заводика, на котором трудится подопечный, фотографию весьма однозначного содержания. Руководство все принимает на веру, и даже то, на фото у Пиньона нет лица, никого не останавливает. И, движимый странно понятой политкорректностью, тревогой за свой авторитет и судьбу своего предприятия по изготовлению некоего резинового товара, директор оставляет "представителя сексуальных меньшинств" на его рабочем месте. Чтобы никто ничего такого не подумал...Начинается странная, вызывающая, тупая круговерть: в зануде Пиньоне готовы увидеть характер и душу, с ним уважительнее общаются. Его вроде даже больше ценят. И бывшая жена и сын с склонны усмотреть в нем человека. По сцене проносится радужный флаг, этот символ многообразия, придуманный американцем Гилбертом Бейкером для гей-парада в Сан-Франциско в 1978 году... Зал стонет от смеха и азарта. Кто-то сползает с кресла. Только я не очень поняла - почему?.. У Пиньона тем временем все неплохо: он уже увивается за симпатичной сослуживицей, ведет себя с гораздо большим достоинством, не пасует перед сильными. Что изменилось? Его внимания ищут, к его слову прислушиваются. В чем дело? Он ведь не стал остроумнее и богаче. Не вырос на полметра и не победил в олимпиаде. Мой сосед по театральным креслам высказал предположение, что безграничное веселье вызвано абсурдной игрой вокруг фальшивой политкорректности. Когда думают одно, а делают другое - дабы не прослыть ретроградами и ксенофобами. И правды в этой практике нет никакой. Хотя, разумеется, все равно гораздо лучше, когда ненависть и неприятие скрывают, чем когда их открыто и жестко проявляют. Спрятанное неодобрение лучше ножа и газовой камеры...

В финале Пиньон женится на мадемуазель Бертран, начальство сохраняет лицо, сосед- психолог торжествует. Зал в едином порыве демонстрирует счастье и одобрение. Режиссура Алона Офира проста и ненавязчива. Приемы банальны. Концепция между лозунгами "будь собой" и "умей притворяться". Актер Янив Битон в роли Пиньона простодушен и заштампован. Его не жаль, когда ему плохо, за него не радуешься, когда у него все налаживается. Ходульность и холодность - так можно определить его стиль. К слову, израильское телевидение перед премьерой показало про Битона сюжет, изложив подробности его жизни, сообщив, что он гей, живет с партнером, растит детей...

Орна Сморгонски раскрасила квартиру героя и офис в веселенькие цвета, много зеленого, голубого, алого, желтого...Радуга. Актеры пытаются продемонстрировать гэги в ключе французского кино. Получается тяжеловато и без изящества. Но - зал смеется, а этот момент нельзя сбрасывать со счетов. "Бейт-Лесин" хочет кассу. И в этом его правда.

Мне кажется, люди всегда стремятся найти выход из рутины. Сломать конвейерную природу своего существования. Сплетни, чужие адюльтеры, замочная скважина, суеверное "О!!!!" перед лицом чужих тайн - все годится. И интригующий анекдот с участием тихони-бухгалтера, сконструированное фото парня в кожаных штанах с дыркой на заднице, шепоток "он гей..." становятся такой же инъекцией для допинга нервам, как многое другое. Театр мимо этого факта не прошел. Зал рыдает от смеха на спектакле "Выйти из шкафа". И пусть ему, залу, будет на здоровье.

Текст: Инна Шейхатович

Фото: Кфир Болотин