Читайте также
Двери скрипели. В окне плыла белая садовая лестница (если жена запирает тебя на замок – полезешь в окно). Дамы были обольстительны. Гостиничный портье нес чепуху – и это было прелестно. Зал смеялся. Спокойно и легко, задорно. Будто после трудных дней, проблемных спектаклей и политических баталий вдруг настало всеобщее перемирие. И над залом встало несущее гармонию солнце. Будто важнее этих кукольных несообразностей нет ничего. В мире, в семье. Политики махнули рукой на незрелый, несознательный народ, народ ощутил неодолимую тягу к легкости и безмятежности. Горячее желание выдохнуть боль и напряжение. На сцене дурачились и комиковали всерьез. Влезали в окна и падали с лестниц. Менялись именами и попадали в собственные ловушки. В общем, мы смотрели в «Камерном» новый спектакль. Комедию Жоржа Фейдо «Отель «Рандеву» в постановке Уди Бен-Моше. Все пьесы Фейдо сотканы из череды смешных совпадений. Кто-то сказал, что комедия – это трагедия, которая случилась с кем-то другим. Вот и у Фейдо, этого короля абсурдных, головоломных, перепутанных ситуаций, герои часто приходят в отчаяние, плачут, злятся – а зал рыдает от смеха. К слову, Фейдо иногда называют отцом театра абсурда. Потому что именно абсурд – герой и двигатель всех его сюжетов. Все у него исходит из абсурдных условий задачки – и в абсурд, как в водосток, утекает... Основная коллизия – человек в паутине бессмыслицы. В ситуации полной беззащитности перед лицом абсолютного маразма. Бьется этот Луи или Каспар в тисках змеюки-нескладухи, делает судорожные попытки изменить положение –и вязнет все глубже. Он уже заврался до безумия, всех околпачил, обо всем сказал несусветные глупости, свел стенку со стенкой – и сам в полном тупике. Этакий Пьеро , получающий подзатыльники. Гомерический хохот зала заглушает отдельные реплики, и далекий от нас француз, король водевилей и фарсов, смешной и загадочный, надрывный и блестящий Фейдо...
Но вернемся к означенной пьесе. Строительный подрядчик Пенгле ( Шмуэль Виложни), парижанин, давно и безрадостно женатый, очень воодушевляется, когда мимо мелькает соседка. Изящная и кокетливая Марсель ( Рони Адар). Муж Марсель, архитектор Паярден ( Миха Селектар), скучно и без вдохновения проектирует дома, и точно так же скучно, вчерашним тоскливым взглядом смотрит на жену. Супруга Пенгле, Анжелик ( Анат Ваксман) находится примерно в той же кондиции тоски и безрадостности, что и Паярден. Неудивительно, что мужу с ней тоскливо. Хотя и он не светочь романтизма... Вот тут все и начинается. Пенгле хочет приятно провести время с Марсель, для чего присмотрел уютное местечко, гостиницу «Рандеву». Его племянника Максима уверенно соблазнаяет горничная-вамп Виктуар (Нета Плотник), и ведет его – вы уже поняли! – в ту же гостиницу. Анжелик собралась посетить сестру и для этого уезжает из Парижа, а Паярдена призвали в отель «Рандеву», чтобы он проверил, связаны ли ночные вопли призраков с нарушениями при строительстве. А тут еще в тот самый отель приходит приятель Пенгле, некий смешной и беспардонный Матье (Надав Асолин), тот, кто заикается только в плохую погоду. Отец трех дочек. И дочек он приводит тоже. Служащие отеля выглядят весьма колоритно ( этакие индийские магараджи), они баснословно туповаты и невероятно наивны. Все идет вверх дном. Пенгле пытается не попасться на глаза Паярдену, жену архитектора Марсель заботит та же проблема. Матье оказывается в том же номере, в котором Паярден разложил свои вещи, дочки Матье мечутся в ужасе от стонов призраков – да и от избытка энергии. Паярден ищет свою зубную щетку, служащие отеля бегают друг за другом. Музыка Керен Пелес дает всему задорный и очень симпатичный ритм. В итоге на авансцене возникает полиция. Ребус с участием неверного мужа (хотя измены так и не случилось), апатичного архитектора, вдовца с тремя дочками, бестолковых коридорных и полуодетой горничной с парнишкой-отличником под мышкой выплескивается в парижскую ночь. Наутро вновь возвращается много пережившая и усталая Анжелик ( все у нее было ужасно, ее поездка не состоялась, она исстрадалась и испортила прическу). Максим влетает в окно: его поведение стало иным, он уже не мальчик, но взрослый мужчина, даже мачо... Паярден из ночных приключений ничего не понял. Матье и его дочки переехали в другой отель. Марсель осталась верной женой. В декорациях, выстроенных Лили Бен-Нахшон, черное и белое так естественно переплелись, что даже белая лестница в черной раме окна дает особый акцент. Двери скрипят. Блестящая Анат Ваксман ( ее Анжелик так беспросветно и божественно абсурдна, что на память приходят лучшие актеры- классики, звезды Франции, умеющей смеяться, даже папаша Луи де Фюнес) играет свою большую и неповторимую роль.. Эта роль рельефна, роскошно оркестрована голосовыми приемами. Да и вообще, абсурд – это же на самом деле правда, только высказанная без дипломатичности. Шмуэль Виложни играет масляными красками, густо, играет себя. Много комикует. В контексте выглядит органично. Хотя некоторые нюансы режут глаз и слух.
Изумительно точен и шикарно серьезен Миха Селектар. Этот элегантный актер и обаятельный мужчина давно и много двигался в стихии героев–любовников разных рангов. А комическое начало режиссеры в нем не желали замечать. На каком-то этапе возникла роль-мечта: Бенедикт в беэр-шевском спектакле «Много шуму из ничего». И это была огромная победа. Но – как это у нас бывает!- спектакль прожил недолго. И вот – Паярден. Материал – французский фарс, режиссер – мастер, пересмешник, большой ценитель Фейдо Уди Бен-Моше. И актер сверкает в этой хорошей компании, как истинный большой комик. Серьезно и свежо расшивает своей интонацией качественный гобелен автора и режиссера.
Забавный каскадный Максим в исполнении Юваля Сегеля не мешает. Марсель Рони Адар скромно подает реплики. Шломи Авраам в роли гостиничного служки Бобо очень запоминается. У него с сольный номер стенд-ап. Хороши девочки Матье – Сюзанна Папян, Ярден Левитан, Лиат Стерн. Полиция и слуги создают фон. Костюмы Орена Дара и свет Ави Йоны Буэно ( Бамби) отлично всю эту кашу живописуют и оттеняют. Спектакль про нелепый порыв к запретной свободе, про отель «Рандеву» и вечную, комичную несогласованность наших порывов и настроений вполне получился. Он серьезно ставит своей задачей насмешить и развлечь. Фейдо напоминает о том, что все вокруг нас живет по старым законам Его Величества Абсурда. А режиссура Уди Бен-Моше дает сверкающий спектр истинной театральности и открывает сундук с яркими чудесами театра для всех – и для умеющих ценить тонкость и отделку гурманов. Что я скажу? Идите в театр, там можно прекрасно разлечься! Смейтесь на здоровье!
Инна Шейхатович