Zahav.КарманZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+24+20
Иерусалим
+23+13

Карман

А
А

"Небо не слишком высоко", или Звездные люди

Концерты тоже бывают разных жанров. Бывают концерты-концепции. Бывают концерты-высказывания. Бывают концерты - тихие развлечения. И - много еще всяких разных концертов есть на свете.

26.04.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Концерты тоже бывают разных жанров. Бывают концерты-концепции. Бывают концерты-высказывания. Бывают концерты - тихие развлечения. И - много еще всяких разных концертов есть на свете. Причем, я говорю именно о концертах с более или менее серьезным репертуаром. Не о попсе или фольклоре. "Рассвет" Леонкавалло и арии из опер, классическая оперетта, Бах, мюзикл - все это было в программе концерта, на который я попала в городе Ашдоде, в зале "Яд ле-Баним". За роялем свои ремарки и свою стратегию точно и тонко создавала пианистка Ирина Железнова, солистами выступили сопрано Лилия Грецова и тенор Константин Котельников, саксофонную, яркую, убедительную ноту внес Леонид Сендерский. Почему я начала с того, что концерты тоже бывают различных жанров, Потому что программа, о которой я рассказываю, вполне может быть отнесена к тому типу музыкальных вечеров, о которых говорят "домашний концерт". И вы - Бога ради - не подумайте, что я сразу порицаю или иронизирую. Свобода и раскованность, некая милая кустарность этого концертного вечера тоже имеют право на жизнь. И то, что из зала вещали "молодец" (как после прослушивания поставленного на стульчик вундеркинда-любимца в гостях), и странновато-дилетантская манера ведения этой истории Тамарой Овсищер. Так, я никогда не осознаю, как исполнение "Застольной" из "Травиаты" связано с тем, что нам сообщили, объявляя номер: "куртизанка Виолетта влюбилась в аристократа Альфреда...". А я скажу так: на самом деле это он поначалу добивался ее любви, и добился, на их общую беду... Было ощущение, что исполняемые произведения дама с папкой не слышала прежде никогда... Константин Котельников пел щедро и много, радостно, с премьерским апломбом, залу понравился. Подчас патетика захлестывала. Репертуар вполне хорошо подходил как раз к стилю и направленности домашнего концерта, к его идее. Здесь не просвещали и не поднимали до некой высоты. Здесь развлекали. И это тоже очень хорошо и полезно! И каждый в зале мог найти в программе уголок для себя, для своей души... Порадовала певица, солистка Израильской оперы Лилия Грецова. Ее тембр, сценическая культура, очарование, умение всегда быть в образе дарят радость и помогают лучше понять музыку. Ощутить ее многообразие. Ее праздничную и интеллектуальную стихию. Лилия Грецова хороша и как Ганна Гловари из "Веселой вдовы" и - как чуткая и вдумчивая исполнительница романса Рахманинова на стихи Пушкина "Не пой, красавица, при мне...".

"Домашний концерт" - не ликбез, не высоколобая элитарная частичка искусства "не для всех". Это праздник и утешение. Возможность слушать любимые мелодии. Лучший подарок в стиле "непопсовой" общедоступности. И хорошо, что такие концерты есть. И спасибо всем, кто их проводит и поддерживает. И - пусть на них ходит публика. Они намного лучше многих и многих вечеров у телеэкрана, отнимающих время у жизни и калечащих душу. Пойте, мои дорогие певцы, мы рады вас слушать!

Вечер второй: романсы

Апрель кружил головы, навевал нечто романтичное. Хотелось бестревожной музыки и непоколебимо хорошего настроения.

В "Аудиториуме" звучали романсы. Праздничность чувствовалась в атмосфере зала, в убранстве сцены: огни плыли по занавесу, словно приглашая на дворцовый бал. Красивые люди пели и играли о стародавнем и современном. О поэзии дороги, о поиске любви, о печали в ожидании свидания. О маршрутах сердца. Тех, которые не фигурируют в сводках новостей, которые не становятся темой обсуждения бизнесменов и политиков. Из которых не извлечешь денег. Мало кого интересует душевная пластика, мало кто всерьез занят решением таких важных вопросов, как то: в чем смысл наших усилий, для кого мы стараемся быть умными, добрыми, чистыми, яркими, куда уходят силы и чувства на долгом пути?.. Очарование природы и свет далеких глаз, красота мира и сердца как его части - вот она, тематика лучших в истории музыки романсов. Тематика всех самых добрых телепрограмм и неагрессивных статей и эссе. В этот вечер ( как , впрочем, и во многие другие ) продюсерская компания писателя и общественного деятеля Аркадия Крумера собрала в концерт-букет изысканные мелодии и качественных исполнителей. Рояль Эллы Пасик менял освещение, цвет, пейзаж, перенося из душного и напряженного южного штата времен печального рассказа о Порги и Бесс в весенний сиреневый полдень сада Рахманинова, из темнеющей долины Испании в роскошь и жар цыганского хора... Концерт получился крылатым и театральным. С занавеса спадали звездные блестки. Голоса певцов Карины Радзион, Галины Хлызовой, Константина Котельникова вели по дорогам, полным приключений и открытий (музыка иногда бывает лучшим рассказчиком, чем книга или фоторепортаж). Наталья Хаимова тронула нежнейшей звукописью. Гость страны, Ашдода, еще один участник поездки в безбрежный и гипнотизирующий мир музыки, кавалер баритон, доктор музыки, создатель собственного стиля и маршрута, шокирующий и утешающий Константин Риттель-Кобылянский. Тот, кто умеет бросить в зал факел.

И преподнести философскую лирику, яростную метель русской песни, строгую чеканность Рихарда Штрауса, чуть холодноватую правильность Цезаря Кюи... Лариса Герштейн умеет создать спектакль. Всколыхнуть душу. Обжечь. И вязью драматичного ладино. И цыганской просветленно- обреченной страстью. И современным, острым, бьющим наотмашь монологом.

Анатолий Коган выносит на сцену открытую душу и волшебную флейту. Пианист Борис Зобин деликатно достраивает их легкий нарядный шатер. Сквозистый и зеленый. Трубач Ефим Беневич еще раз доказал, что его музыкальный почерк отмечен золотом и балетной подвижностью.

Вы скажете: музыку словами не передать. Разумеется. Но люди на земле всегда будут к этому стремиться. И вместе с радостью от несказанного, непостижимого, которое приносит музыка, будут искать слова. Чтобы о своих ощущениях рассказать. Будут ошибаться, придумывать. Вновь наводить на бусинки мелодий, волны рояля, оркестровые поля увеличительное стекло слова. Романс - вечная музыка. Многообразны ее варианты, стили, оттенки. О любви и жизни (хотя это, по сути, одно и то же...) пели и играли в зале "Аудиториум". И звезды становились ближе. Свежие и яркие звезды апреля.

Инна Шейхатович