Zahav.КарманZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+33+22
Иерусалим
+30+22

Карман

А
А

Звезды блуждают

Если искать среди произведений еврейской литературы самое сокровенное и романтичное, самое искреннее и трепетное, то сразу на память приходит роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды».

10.02.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Если искать среди произведений еврейской литературы самое сокровенное и романтичное, самое искреннее и трепетное, то сразу на память приходит роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды». Эта сага о любви, не знающей «убыли и тлена», достойна того, чтобы ее вновь и вновь воплощали на сцене и экране. В романе много линий и идей, театральное пространство сужает масштаб, но позволяет точно и ярко высветить главную тему, наделить ее всеми оттенками чувств, дать картину театральной жизни, дороги, судьбы, ведь что может быть естественнее и правильнее, чем играть в театре о театре?

В еврейском местечке жили мальчик и девочка. Потом они подросли. И полюбили друг друга. Сильно, всем сердцем. Родители, которые всегда знают, как и с кем осуществится счастье их детей, желали им богатых жениха и невесту, сулили свои маршруты и свою жизненную философию, а они дали друг другу клятву – и, разлучившись однажды, долгие годы искали друг друга по свету. Жизнь смешала карты, расстелила длинную ленту дороги, расставила свои силки, искушения, миражи- но сквозь бури и ветер, обиды и разочарования они шли друг другу навстречу. В израильском театре «Идишпиль» роман еврейского классика перевел на язык сцены хороший драматург Йошуа Соболь, точную музыку придумал, подобрал, ощутил Дори Парнес, Юдит Аарон создала лаконичную сценографию и сделала роскошные и полные фантазии костюмы. Амит Замир чутко, со вкусом и знанием сцены, придал действию пластику и ритм, а опытнейший и авторитетнейший художник по свету Миша Чернявский придал всему происходящему своей светопартитурой смысл и глубину. Спектакль поставила Айя Каплан, режиссер думающий, современный, динамичный.

О чем, в сущности, рассказал Шолом-Алейхем? О театре, о круговерти бродячих судеб, о том, что авантюристы и лицедеи играют своим роли на сцене жизни – прожить, прочувствовать их дважды нельзя. Лейбл и Рейзл на этой сцене даже не самые главные герои, не главные персонажи. Они играют с партнерами, с теми, без кого спектакль невозможен. И каждая история, каждый герой, каждый путь важны и значительны.

Актеры «Идишпиля», этого грандиозного и невезучего театра, играют этот спектакль всерьез и от всей души. Перевоплощаются (почти у каждого здесь несколько ролей), поют и пляшут. И вершат святое дело идишского театра, служат ему свято и честно.

В центре истории – труппы и продюсеры. Гольцмана (Гоцмаха) в том спектакле, который видела я, играл Дорон Тавори. Делец и мечтатель, хитрец и философ, он правит своим балом, крутится, темнит, интригует. Дорон Тавори играет – как всегда – мощно и колоритно, у него всегда есть его приемы, его самобытная пластика, его чуть хрипловатый голос. Но в этом случае все его клады, все краски, включая игру в танце и пластику рук, чуть вторичны, мы это уже видели, и в «Дибуке» я, и в «Пер Гюнте», и в «Алисе»... Хотелось чего-то эксклюзивного, неповторимого. Хороша и убедительна Анат Ацмон в роли Брайнделе Козак. Она шумная, доминантная, бежит в неведомую сторону – и всех или тащит за собой, или сминает в пути, она в меру одинока, в меру эгоистична. Роль сделана точно и глубоко. Исраэль Трайстман играет своих героев вкусно и обаятельно. И богач Рафалович, и актер Швальб у него вышли очень разными, и колоритными. Мири Регендорфер хороша и женственна, одинаково хороша и в ролях примадонн, и в роли забитой грустной Бейлки, матери Лейбла...Изысканно точна и победно убедительна Ирма Степанов в ролях матери Рейзл, несчастной, ждущей своего малюсенького, сиротского счастья Златки и яркой оперной дивы. Златка врезавется в память пронзительно и горько, Ирма Степанов играет светло, душевно и – будто про всех недолюбленных и отвергнутых. Герой, легенда, высокий дух театра «Идишпиль» Яков Бодо в роли Муравейчика смешит и ранит до слез. Этот мастер всегда удивляет. Нир Сапир и Юваль Рапопорт очень хорошо играют театральных и нетеатральных людей, пляшут, вписываются в атмосферу, подчеркивают стилистику и атмосферу всего происходящего. Есть в этом несомненно удачном новом спектакле две слабые струны. Это главные герои, влюбленные, еврейские Ромео и Джульетта. Лейбл и Рейзл. Йонатан Розен и Хилит Дайташ-Шени. Оба не очень гибко и продуманно ведут свои линии. Хилит–Рейзл играет лобово, плоско. В ней все на поверхности, все на первом плане. Йонатан –Лейбл лишен харизмы (по крайней мере, в этом спектакле ее нет совершенно), душевно неподвижен, скован. Эту пару не спасают ни явные режиссерские потуги, ни хорошие костюмы. Жаль, потому что спектакль получился, вышел живым и искренним, ярким, он трогает и ведет с залом умный и тактичный разговор.

И все бы было хорошо, если бы не дуэт главных актеров...

Язык Шолом –Алейхема, его юмор, его живые метафоры и всегда актуальные ситуации в спектакле поданы прекрасно. Хороши музыканты-клейзмеры. Блуждают звезды театра, дарят свой свет. И клады их талантов неисчислимы. И еще жаль, что в русском переводе так много грубых, досадных ошибок. Они будто кляксы в тетрадке добрых и ярких афоризмов еврейского мыслителя Шолом- Алейхема. И еще. Идите в «Идишпиль», смотрите спектакль «Блуждающие звезды». Ваше сердце примет его, я обещаю!

Инна Шейхатович