У нас счастливая страна в смысле художественной жизни: много талантов, море культурных событий, фестивалей, есть тяга к прекрасному.
И у нас несчастная страна: мы не умеем ценить свои таланты, плохо воспринимаем и мало любим самые лучшие, самые качественные собственные создания, поистине большие творческие достижения, как и тех, кто к нам привозит самые качественные и яркие спектакли и концерты. Так и живем: ходим на громыхающие и пустые гастрольные перфомансы всех видов, поддаемся на разного рода обманки и привязки, глотаем крикливую пошлую рекламу, как жизненно важные витамины, пропускаем главное, подлинное, поистине художественное. Снобизм и незнание дают свои ядовитые плоды, и мы становимся их жертвами. А сенсации, большие события происходят: вот на это раз таким событием стал визит Грузинского камерного оркестра, единственного в своем роде коллектива, живущего и цветущего в Баварии, но не забывшего свою родную Грузию.
Концертами Грузинского камерного в Израиле дирижировал американский маэстро Эван Христ, солистами выступили кларнетисты Михаэль Гурфинкель и его сыновья, уже знаменитые Алекс и Даниэль, чудо- виолончелистка юная Даниэль Акта. Мне выпала удача послушать этот коллектив и солистов в зале «Гейхал а-Тарбут» в Петах-Тикве.
Абонемент классической музыки, придуманный и творчески ведомый пианисткой и продюсером Эллой Пасик, всегда удивляет и радует высоким уровнем программ и разнообразием открытий. А еще в этом зале я уже несколько лет пользуюсь привилегией рассказывать перед концертом о музыке, ее создателях и исполнителях. Эти встречи со слушателями – истинная ценность, праздник общения, оазис надежды. Что все будет хорошо, что духовное и творческое победит, пробьется, как трава сквозь асфальт, как свет сквозь туман.
И вот я все рассказала о струнном цветении Серанады Чайковского, о моцартовском странном, принесшем мало музыки, но зато отмеченном шедевром «Маленькой ночной серенады» годе 1787-ом, о классике, американце Джерри Боке и талантливом израильском композиторе Евгении Левитасе, который написал фантазию по мотивам мюзикла « Скрипач на крыше», об оркестре из Грузии-Баварии и его славной судьбе. И о странном желании немца Макса Христиана Фридриха Бруха передать отрешенную экстатичность еврейской молитвы «Кол нидрей».
Читайте также
И начался мир музыки, такой большой и многоцветный, такой радостный, что ощущение счастья и откровения, полноты чувств и свежести красок останется со всеми, кому посчастливилось побывать на этом концерте, надолго.
Я с полным правом могу сказать об этой программе «сенсация», и рассказывать о необычной и вдохновенной манере обаятельного и темпераментного дирижера Эвана Христа, который летит, парит, переживает каждый музыкальный эпизод так, будто в мире нет и не может быть ничего важнее этих аккордов, этого света, этих живительных волн, этого водоворота звуков. Христ растворяется в музыке, дает оркестру мощный и бережный импульс, зажигает лучезарный свет искренности, самоотдачи, стремления подарить себя залу, партнерам целиком, без эгоизма. До конца. Чайковский получился медитативным и трепетным, печальным, задумчивым, а в финале «Серенады» отчаянно и властно, будто заставляя забыть о печалях и трагизме жизни, взрываются народные песенные мотивы, вся эта удаль и топот, и вскрики, и топят, унося прочь тихую тоску...
Отец и сыновья, эти баснословные братья–близнецы Гурфинкели, сыграли музыку Шломо Грониха и сюиту Джерри Бока – Евгения Левитаса «Кларнетисты на крыше», сыграли отчаянно, молодо, с техническим блеском, мудро и задорно, счастливо и артистично. Если кто в зале до нашего концерта не любил или недолюбливал кларнет, то после этого исполнения, после такой горячей лавы звуков наверняка ощутил себя в лагере горячих поклонников и патриотов этого сверкающего, инструмента. Эван Христ будто проживал с музыкантами оркестра и солистами все перипетии истории про Тевье и семью, всю печаль и весь юмор еврейского характера.
Даниэль Акта, наша надежда в мире виолончельных звучаний, лауреат международных конкурсов, вундеркинд из Раананы, сыграла в программе молитву «Кол нидрей» Макса Бруха.
Девочка с сияющими глазами, с прелестной очарованной улыбкой, она словно поет на своей виолончели, поет нежно и печально, молится в песне – и мороз идет по коже, и хочется плакать о том, что утеряно, о тех, кто не вернется...
Зал во время исполнения затих растроганно и благодарно, будто музыка вернула людям живое сердце... Изысканность и грация этой литургической музыки завораживают, врачуют, просветляют.
Сулхан Цинцадзе - грузинский музыкальный классик. Автор музыки к таким шедеврам кино Грузии, как «Отец солдата». Его музыка возникла в концерте так естественно, органично¸ эффектно, что взорвала зал. А уж когда произошла музыка-пляска «Лезгинка», восторгу публики не было конца. Дирижер плясал и сиял своей самой дивной, самой искрящейся улыбкой. И был на пике вдохновения. Зал скандировал «Браво!», зал благодарил от души. Культура и эмоциональность Грузинского камерного оркестра достойны благоговения. Самых громких слов, самых щедрых комплиментов. Мы не так часто принимаем у себя оркестры такого уровня. Да и нигде такие коллективы не бывают в избытке. Спасибо, дорогие творцы, спасибо, господин Гурфинкель, большой музыкант и решительный продюсер, сумевший подарить меломанам чудо встречи с истинным искусством. Грузинский оркестр, дорогие музыканты из Баварии, приезжайте к нам еще!
Инна Шейхатович