Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+18+12
Иерусалим
+15+9

Карман

А
А

Авторы IsraCampus: "Успех ребeнка – это когда ему хорошо с самим собой"

IsraCampus, существующий уже шестой год при поддержке благотворительного фонда "Генезис", не зря называют уникальным проектом.

04.05.2014
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

После окончания университета, попав работать в очень среднюю школу славного провинциального белорусского городка, мне, как и большинству выпускников педвузов, пришлось столкнуться с сермяжной правдой – теория, по которой мы сдавали зачёты и экзамены, не ра-бо-та-ет. В классе мне каждый день приходилось решать задачки, где уже определена тема, есть энное количество часов на её освоение, а от меня требовалось к часу Икс научить тридцать "гавриков", например, правильно писать суффиксы причастий или – о, ужас! – подготовить к сочинению, скажем, о герое нашего времени. Есть учебники, журнал, тетради и дневники для отчётности – с одной стороны, и с другой – класс, где от силы пяти-шести ученикам интересен твой предмет. Как их научить, как вселить веру в себя, если она уже изрядно подорвана? Каждый из моих коллег решал эту проблему по-своему. Или не решал, потому что ему за это не доплачивали. Выхода из системы, казалось, нет.

Так я, по крайне мере, тогда думала. Да, я слышала о каких-то мифических педагогах, которым гороно "не указ" и к которым все без исключения ученики бегут на уроки чуть ли не вприпрыжку.

Репатриировавшись, убедилась, что и в Израиле ситуация с образованием, мягко говоря, тоже очень далека от идеала.

И вот,Его величество Случай сводит меня с Димой Зицером – филологом, театральным режиссёром, доктором педагогических наук.

Дима – директор Института неформального образования (INO), основатель школы "Апельсин" в Санкт-Петербурге, автор множества успешных образовательных проектов в России и в Израиле.

Его система неформального образования на удивление проста и логична, однако она в корне отличается от общепринятой концепции.

Если в обычной школе, говоря об отношениях «учитель-ученик», мы подразумеваемведущего и ведомого, начальника и подчинённого, субъекта и объекта, то авторы неформального образования придерживаются другой теории. «Мне больше по душе подход Лао-Цзы, – объясняет д-р Дима Зицер. – Он говорил: «Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой». Моя роль в образовательном процессе относительно пассивна. Это почти полная противоположность «советской» школе. Как выяснилось, если я ничего не навязываю, дети действительно раскрываются. И это «быть собой» намного лучше, чем я в состоянии навязать. Наш первый принцип, который усваивает ребёнок: мы принимаем его таким, какой он есть».

Такое отношение подтолкнуло меня к спору о результатах учебы. Ведь принято считать успешным ребёнка, у которого высокие баллы. И если не сопротивляться детским «не хочу и не буду», то куда же мы придём?

- Результаты? – переспросил Дима. – Если мы говорим, что результат – не гармоничная личность, а оценки, то велик шанс, что он почувствует себя полным ничтожеством года так в 42 . Вы считаете, что оценки – это путь к карьере, деньгам? Это, по-вашему, успех? Зачем? Чтобы в середине жизни он завыл, сбежал подальше от цивилизации, в Индию, стал ещё одним дауншифтером? В первую очередь, я тоже хочу, чтобы ребёнок был успешным, то есть, чтобы ему было хорошо с самим собой для начала».

В своей школе д-р Дима Зицер вместе с коллегой и супругой Наташей придерживаются нескольких принципов. Они считают, что сегодня один из самых главных навыков – это взаимодействие с собой,миром, другим человеком и знанием. К тому же, не стоит забывать, что сейчас очень важно то знание, которое получено самостоятельно, эмпирическим путём. Выучить теорему мало, нужно самому её «открыть». Маленький человек должен учиться выбирать из огромногообъёма информации то необходимое, что поможет достичь цели. Педагоги считают, что самым сильным стимулом на пути к знаниямдолжен быть собственный интерес ребёнка.

Что же касается воспитания, то ни школа, ни летний студенческий городок IsraCampus вкибуце Гиват-Хавива, где собираются летом дети из России и Израиля, этим не занимаются.

Летний городокв кибуце Гиват-Хавива IsraCampus, существующий уже шестой год при поддержке благотворительного фонда "Генезис", занимающегося развитием и укреплением еврейского самосознания среди русскоязычных евреев в Израиле, СНГ и во всем мире, не зря называют уникальным проектом. Его особенность в том, что все подростки не только получают здесь свободу выбора, но и сами участвуют в самоуправлении, выбирают президента и правительство городка из своих сверстников. В течение 12 дней с 13 по 25 июля на шести творческих факультетах подростки 13-16 лет общаются, учатся, встречаются с известными людьми, путешествуют по Израилю, изучают еврейскую культуру и исследуют свои корни.

MiniCampus для детей 8-12 лет впервые откроет свои двери в центре Гиват Хавива со 2 по 8 июля.

Общение со сверстниками из другой страны оказывается для ребят весьма полезным и познавательным. Как отмечает Наташа Зицер, здесь встречаются дети тех родителей, кто уже сделал в своей жизни определённый выбор. Одни в начале 90-х репатриировались, другие – остались. Каждый из ребят мог сейчас оказаться на месте своего заграничного ровесника. Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, подростки из Израиля и России во многом разные.

По словам Наташи, израильские ребята более наивные, открытые, свободные, готовы делиться своими чувствами, принять другого человека, оказать помощь, умеют рассказать о своих эмоциях, лучше понимают, что они хотят. Российские – более зрелые, более закрыты, осторожны в выражении собственных эмоций, намного более «в себе». Но, как ни странно, часто случается, что российские ребята лучше ориентируются в еврейских национальных праздниках, традициях, лучше знают свои корни.

Создатели IsraCampus не раз наблюдали, как на второй-третий день израильские дети начинали звонить и допытываться у родителей, откуда родом их бабушки и дедушки. Если папы и мамы затруднялись с ответом, то возмущенные подростки просили сейчас же пойти и все узнать у близких.

Многие ребята, с удовольствием приезжавшие в Кампус каждый год, не однажды спрашивали у организаторов, откроется ли когда-нибудь такой городок для ребят помладше. Их маленькие братья и сестры тоже хотели бы так весело и интересно провести летние каникулы. В этом году, пойдя навстречу просьбам детей и их родителей, впервые откроется MiniCampus. По словам д-ра Димы Зицера, он не станет точной копией IsraCampus, но в нём будут соблюдены сложившиеся традиции проекта и его главные элементы. Организаторы понимают, что большинство ребят впервые окажутся вдалеке от мамы и папы, но уверены, что отдых окажется незабываемым, а приобретённый опыт – бесценным.

Ольга Марьясина