Читайте также
- Израильское гражданство по браку («СтуПро»): когда паре необходим адвокат?
- Незаконная депортация супруга: как МВД Израиля злоупотребляет вашим незнанием закона и разрушает семьи
- Прекращение СТУПРО после развода: о том, как мы добились пересмотра дела
- Мисрад апним и легализация брака: какие сложности часто возникают в процессе?
- Израильское гражданство и вопросы статуса: «беженцы» и право на воссоединение семей
Комментирует практикующий юрист Артур Блаер.
По Закону о возвращении, правом на репатриацию обладают евреи, их супруги, дети и внуки, а также супруги детей и внуков. А что с приемными детьми? Здесь начинается самое интересное. Толкование закона зависит от обстоятельств каждого отдельного кейса.
Усыновление еврея неевреем
В прошлом МВД Израиля и «Натив» не признавали права еврея, сына еврея или внука еврея на алию, если этот человек был некогда усыновлен неевреем. Государственные органы рассматривали такое усыновление как смену вероисповедания. Кстати замечу, смена вероисповедания или переход в другую веру - исключающие факторы, которые прописаны в законе только применительно к иудеям, но это обстоятельство не смущает чиновников и не мешает им неправильно применять закон.
Лишь 10 лет назад юридический советник правительства Мазуз официально признал, что усыновление и смена вероисповедания - разные вещи и из одного не следует другого. Мазуз пояснил в своем заключении, что усыновленные неевреями евреи, дети евреев или внуки евреев не лишаются права на репатриацию.
Усыновление детей неевреев евреями
Итак, если нееврей усыновляет еврея, акт усыновления не лишает человека права на репатриацию. А что говорит закон в обратной ситуации, когда еврей усыновляет нееврея?
Азбучная истина гласит, что после усыновления усыновленный считается и является самым что ни на есть «настоящим» ребенком усыновителя, и ни родитель-усыновитель, ни усыновленный ребенок не должны быть ущемлены в своих элементарных правах из-за усыновления.
Закон о возвращении здесь должен применяться точно так же, как и любой другой закон. Но не все так просто. МВД Израиля и «Нативу» знакомы случаи, когда люди злоупотребляли законом и получали израильское гражданство недобросовестным путем. Мошеннические схемы применялись порой разные, использовалось и усыновление.
Поэтому компетентные органы Израиля не автоматически признают право на репатриацию неевреев, усыновленных евреями, а лишь после тщательной проверки каждого случая. Здесь государство желает убедиться в том, что усыновление было настоящим, искренним и не преследовало цели наделить усыновленного израильским гражданством. Усыновление могут посчитать фиктивным, если ребенка усыновили незадолго до совершеннолетия или если проходит мало времени между усыновлением и подачи заявки на репатриацию. Чиновники также обязаны проверить, каковы отношения между усыновителем и усыновленным, какими они были до усыновления, с кем жил усыновленный до усыновления и проч. Справедливые вопросы вызовет, например, ситуация, если ребенок воспитывается матерью и отчимом евреем с пяти лет, а усыновляется только в 17 лет.
Представители МВД и «Натива» обладают очень широкими полномочиями в процессе наделения иностранцев израильским гражданством, и прямая обязанность чиновника - исключить злоупотребление законом и пресечь мошенничество. Поэтому в сложных случаях, а репатриация усыновленных детей относится к категории заведомо сложных, необходимо обратиться за помощью к адвокату-специалисту.
Воспитание ребенка без усыновления
Бывают и ситуации, когда в силу разных причин муж еврей или жена еврейка не усыновляют ребенка формальным актом усыновления, но занимаются его воспитанием по существу и являются для него самым настоящим родителем. Когда же семья подает заявку на репатриацию, официальные органы Израиля не признают за таким ребенком права на алию, потому что юридически он не считается усыновленным.
Закон действительно ничего не говорит о столь сложных ситуациях. Но в деле Полторацкого («Полторацкий против министра внутренних дел») суд в особом мнении судьи Барак-Эрез признал конструкцию «усыновления де-факто» и посчитал, что она должна применяться в подходящих случаях. Например, если человек хотел усыновить ребенка жены и пытался это сделать, но не смог из-за непреодолимых обстоятельств. Случаи эти, пожалуй, самые сложные и государство здесь никогда не признает право на алию без боя. Потребуется долгое противостояние системе в судах, и справиться с подобным делом может только узкий специалист и очень квалифицированный адвокат.
Практика оспаривания отказов МВД и «Натива»
Подход МВД и «Натива» в нетривиальных случаях почти всегда лишен гибкости. Существует определенная установка, и чиновники буквально обязаны следовать протоколу. Если наше дело не вписывается в шаблон, заезженную формулу, государство как правило отказывает «с лету», толком и не разобравшись в обстоятельствах.
Но позиция мисрад апним и «Натива» не всегда оправдана законом и в подходящих случаях опытный и грамотный адвокат может переспорить государство в суде. Здесь очень важно вовремя получить трезвую и грамотную юридическую оценку ситуации, и лишь после этого решить, что делать дальше.
Адвокат специалист часто в состоянии оценить перспективность дела и в той или иной степени предусмотреть все или почти все сценарии развития событий. Правильно оценивая объем работы, хороший и добросовестный адвокат заранее расскажет клиенту о предполагаемых временных и финансовых затратах. Сложные дела редко решаются быстро, а в Израиле судебные процессы нередко длятся годами.
Адвокатский офис Артура Блаера
Статьи по теме здесь
Рамат-Ган, комплекс Бриллиантовой биржи
ул. Абба Илель 12, девятый этаж, офисное здание "Сассон Хуги"
Телефон: (03)-7506474, (054)-6469080 e-mail: arthur@i-lawyer.co.il
На правах рекламы