Читайте также
Еще не время подводить итоги, но предварительные выводы можно сделать уже сейчас - уже сейчас можно посмотреть, чего удалось добиться палаточными протестами и чего еще нужно добиваться. Каково долгосрочное значение общественного протеста? Что должно случиться, чтобы того, что было, больше не было.
Палаточным протестом начался процесс возвращения суверенитета к истинному суверену - к гражданам. Не правительство и не кнессет, а народ - вот, кто суверен. Ни у правительства, ни у кнессета нет никаких иных полномочий, кроме тех, что были предоставлены им обществом. У них нет никакой иной власти, кроме как выступать от имени общества и на благо общества. Тем не менее в течение многих лет израильская политическая система действовала, нарушая народный суверенитет.
Политическая система, которая наделена значительной, подавляющей силой, что сосредоточена в руках секторальных партий, изначально неспособна реализовать мандат общественного доверия. Секторальные партии выражают интересы своих избирателей, но не всего народа.
Политическая система, в основе которой лежит бал-маскарад, где все лица скрываются, когда дело касается общественных и экономических вопросов, и они искусственно отделяются от вопросов мира и безопасности, - такая система не представляет интересы и чаяния общества. Выборный процесс лишается всякого смысла, и многие граждане поворачиваются к нему спиной. Речь идет о политической системе, построенной на массовом обмане общественности, системе, в которой у власти нет выбора между альтернативами в разных политических сферах, включая социально-экономическую. В последнее время распространилось ложное мнение о том, что общественные предпочтения и желания в социальной сфере должны выражаться профессионалами. Да, политика должна основываться на знаниях, но дело в том, что такая база должна создавать альтернативы окончательному идеологическо-политическому выбору.
Власть - любая власть - не заинтересована в образованных и активных гражданах. Намного проще и удобнее, когда общество ведет себя подобно овцам, следующим за пастырем. А потому вовсе неудивительно, что в прошлом году вместо решения общественных проблем кнессет попытался продать общественности в качестве опиума для народа откровенный национализм.
Палаточный протест учит нас тому, что политики не могут рассчитывать на бездумность и безразличие граждан Израиля, а также на их неверие в собственную способность что-либо изменить. Контроль со стороны граждан над их представителями - один из важнейших принципов представительской демократии. Протестующие изменили баланс сил между народом и его представителями, так что представители потерпели неудачу в самой основе своего представительства, властям напомнили о том, что истинный хозяин в доме и что такое основные обязанности правительства перед настоящим сувереном - народом. Протест, включающий в себя процесс диалога и умение слушать, а также значительная общественная поддержка наполнены живым духом израильской демократии, который в последнее время заметно ослаб. Протестующие вернули израильской общественности надежду и ощущение единства. Палаточный протест впервые с момента создания государства вдохнул жизнь в общую для всех нас гражданскую основу. Это элемент самоидентификации, который охватывает и включает в себя каждого из нас, - до последнего времени формальный, лишенный содержания. Палаточный протест заставил щеки израильтян залиться чудесным румянцем, причина которого - моральное требование социальной справедливости. А требования, опирающиеся на справедливость, наделены сокрушительной силой. Так как же сделать так, чтобы народный суверенитет вернулся к нам целиком и полностью?
Требование социальной справедливости должно учитывать интересы всех слоев населения, включая тех, кто из-за своего слабого положения не может протестовать. Без борьбы за дух израильской демократии, за уважение к человеческой личности, за равенство, за свободу слова борьба за социальную справедливость обречена на поражение.
У политической системынет альтернативы. Нужно заботиться о ее исправной работе, а не заменять ее прямой властью общественности. Нельзя допустить, чтобы протест исчерпал себя, не дав политических результатов. Нужно перенаправить политические силы - в сочетании со структурными изменениями и работой с избирателями - от секторальных партий к партиям на широкой основе. От этих партий следует потребовать выражаться ясно и четко в отношении всего, что касается социально-экономических вопросов, а также иных областей. Каждый, кто имеет право голоса, морально обязан голосовать. Те, кто продолжает вводить общественность в заблуждение и оперировать пустыми стереотипами, не заслуживают общественного доверия. Партия, во главе которой стоят бесчестные люди, также не заслуживает доверия. Необходимо вернуть политике реальное содержание, чтобы вернуть идее представительства центральное место в системе парламентской демократии. Политическое представительство на основе четкой платформы потребует ответственности и прозрачности при ее реализации. Общество будет постоянно и неустанно следить за деятельностью своих представителей. В этом ему станут помогать СМИ и академические круги. Оно станет выражать свое мнение посредством постоянной государственной деятельности и законными демократическими методами. Если выборные представители не будут выполнять то, что обязались делать, они будут заменены, опять же, выборным путем. Только так мы будем свободным народом в своей стране.
Профессор Мордехай Кремницер - вице-президент израильского Института демократии