Читайте также
Бог есть. Так, согласно результатам опроса Центра Гутмана, проведенным по заказу фонда "Ави Хай", думают по крайней мере 84% его участников.
Опубликованный на днях третий доклад Центра Гутмана назван "Израильские евреи - характер веры, соблюдение традиции и ценности".
Согласно этому отчету, 76% евреев соблюдают дома кашрут. 70% опрошенных считают, что еврейский народ - избранный среди всех народов. 61% полагают, что общественная жизнь нашей страны должна руководствоваться традицией. В то же время более 60% респондентов поддерживают проведение культурно-спортивных мероприятий в шаббат, 58% участников опроса не возражают против работы в этот день общественного транспорта и торговых центров, а 51% выступают за введение в нашей стране института гражданского брака.
Центр Гутмана, действующий при Институте демократии, по заказу Фонда "Ави Хай" провел опрос, который был посвящен изучению еврейского характера израильского общества в таких аспектах, как религиозность, вера, ценности и соблюдение религиозных обычаев и традиций. Организованный еще в 2009 году опрос стал продолжением двух предыдущих исследований по этой же теме - 1991и 1999 годов. Эти три исследования создают уникальную последовательность в изучении еврейского религиозного характера государства.
По данным ЦСБ, в основу доклада была положена репрезентативная выборка среди взрослого населения Израиля (20 лет и старше), включавшая в себя 2803 респондентов. Руководил группой исследователей профессор Ашер Ариан, анализировала и записывала данные Аяла Кайзер-Шугерман.
Основные выводы доклада были представлены профессором Тамар Херман и Аялой Кайзер-Шугерман, после чего значение этого доклада и проблема будущей еврейско-израильской идентичности стали предметом обсуждения на прошедшей в "Бейт Ави Хай" встрече журналистки Сары Бек с раввином Гиладом Каривом, журналисткой Ирит Линор и писателем Асафом Инбари. Кроме того, гостем вечера стал певец Эрез Лев Ари. Встреча состоялась 29 января в центре "Ави Хай".
Доклад подытоживает три опроса граждан, проведенные в 1991, 1999 и 2009 годах и показавшие, что иудаизм в различных формах и "дозировках" присутствует в жизни многих израильских евреев. И это присутствие иудаизма в жизни светских и религиозных людей во многих случаях является своего рода «пакетным соглашением», включающим в себя такие характеристики, как этническая принадлежность, уровень образования и доходов, а также позиции по таким вопросам, как демократия, Закон о возвращении, еврейская идентификация и положение женщин.
Основные выводы доклада
В период с 1991 по 1999 год израильтяне были менее склонны к соблюдению еврейской традиции по сравнению с последующими, 1999-2009 годами, когда близость еврейского населения к традиции вновь возросла, вернувшись и даже преодолев уровень 1991-го. Так, в 1991 году 24% участников опроса сказали, что в большой степени привержены традиции, а в 1999-м таковых оказалось лишь 19%, зато в 2009 году соблюдающих традицию стало уже 26%. По мнению авторов доклада, на снижение показателей в значительной степени повлияла "большая алия" из бывшего Советского Союза. То, что это снижение в конце концов остановилось, может, по мнению ученых, свидетельствовать о том, что репатрианты ассимилировались в израильском обществе и в какой-то степени приняли еврейские обычаи и традиции. Однако показатели роста приверженности традиции могут быть также связаны с общим приростом религиозного и ультраортодоксального населения страны.
Параллельно авторы исследования подчеркивают: если ультрарелигиозные и умеренно религиозные израильтяне говорят о себе, что они в большей степени, чем раньше, соблюдают заповеди и традиции, люди, которые определяет себя как светские нерелигиозные и светские-атеисты не говорят, что укрепились в своих взглядах. Согласно статистике, традиции в Израиле соблюдают не только те, у кого сильно еврейское самосознание: израильские евреи, определяющие себя как светские нерелигиозные и светские-атеисты, соблюдают некоторые еврейские обычаи. Причем израильские евреи в большей степени склонны к обрядовой составляющей традиции (обрезание, бар-мицва, шива и т. д.). Меньше респондентов - хотя еще достаточно много - соблюдают кашрут (76%), отказываются от квасного на Песах (67%), постятся в Йом-Кипур (68%), зажигают субботние свечи (66%) и делают в пятницу вечером кидуш (60%).