Zahav.КарманZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+17+9

Карман

А
А

Ashdod Symphony: третье десятилетие истории

Летняя афиша ашдодского симфонического чрезвычайно насыщена. Имя этого коллектива все чаще упоминается вместе с именами звезд мировой сцены.

25.06.2014
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Летняя афиша ашдодского симфонического чрезвычайно насыщена. Имя этого коллектива все чаще упоминается вместе с именами звезд мировой сцены, гастролирующих в Израиле.

Zahav.ru

Читайте также


Об истории и сегодняшнем дне оркестра мы планировали поговорить с Моше Фишером, генеральным директором Ashdod Simphony. Но, поскольку гендиректор - должность управленческая, то и разговор у нас начался с … денег.

- Да, оставим искусство, поговорим об экономической ситуации, - предложил он. - Ашдодский симфонический сегодня - это предприятие, на котором работает много людей - музыкантов и администраторов. Надо сказать, что до Большой Алии ситуация в области классической музыки в стране была, мягко говоря, минорной. С 90-х все изменилось, приехало много прекрасных музыкантов, и что немаловажно - появились не только исполнители, но и слушатели классической музыки, и не единицы избранных, а сотни, тысячи человек. Конечно, и до этого была филармония, театры, но, скажем, массового потребления культуры не было.

- Русскоязычные репатрианты и создали ашдодский оркестр.

- Да, это произошло в конце 1992 года. Первым его музыкальным руководителем и дирижером был уроженец страны, пианист, дирижер и композитор Шимон Коэн. Музыкант в ашдодском оркестре получал 180 долларов в месяц - такая тогда была ставка.

Сегодня есть определенная базисная сумма, которая оплачивает участнику оркестра 16 выходов в месяц - концертов и репетиций. В свободное время они могут работать в других программах и с другими оркестрами. Руководители музыкальных групп заняты больше и получают надбавку за свою работу. Эта ситуация заметно отличается в лучшую сторону от ситуации во многих оркестрах страны, где музыканты вынуждены за ту же зарплату работать большее количество концертов. Мы не допускаем такой ситуации. Это принципиальное решение руководства оркестра, его общественного совета во главе с председателем Хэзи Блайнштейном.

- Какое место занимает ашдодский оркестр на музыкальной карте страны?

- Ashdod Simphony - самый молодой по времени создания симфонический оркестр страны, он же и последний. Его существование - важный показатель уровня города, в том числе и экономического. Не каждый город может содержать собственный симфонический оркестр вообще, и высокого уровня - в частности. Мы сегодня - один из популярных коллективов страны. На аттестации в министерстве культуры в этом году мы получили 4 балла. Это очень высокая оценка, до этого у нас всегда было 3 балла; пять баллов получил только Израильский филармонический. В оркестре работают сорок постоянных музыкантов, и еще двадцать один музыкант - на годовых договорах, которые заключаются посезонно. Все они - профессионалы высочайшего уровня.

- Как известно, содержание оркестра - дело дорогое и неприбыльное. Кто помогает коллективу, кто финансирует его деятельность?

- Надо сказать, что в 90-х ашдодский симфонический вообще стал первым профессиональным творческим коллективом Ашдода, который поддерживался государством - министерством культуры. Именно государственные субсидии позволили коллективу состояться и встать на ноги. До этого времени Ашдод не получал поддержки со стороны государства на развитие культуры, вообще не рассматривался как культурный центр. Сегодня, за более чем двадцатилетний срок работы, субсидии государства составили уже около 30 млн. шек. Кроме того - значительная поддержка муниципалитета во главе с д-ром Ихиелем Ласри. С его помощью за последние 2-3 года мэрия удвоила нам бюджет. А это означает - занятость для музыкантов, для административных работников. Всего более ста семей зависят от деятельности оркестра.

- Может ли оркестр быть экономически самостоятельным?

- Нет, не может. Потому что качественный концерт - очень дорогое производство. Ты не можешь заставить слушателя оплатить билетом все огромные расходы на долгие репетиции. А если представление с участием приглашенных звезд? Если посчитать все затраты, то реальная стоимость билетов на концерт должна доходить до 600-1000 шек. Но это невозможно, их никто не купит. Поэтому приходит государство и говорит: «Мы дадим субсидии, и стоимость билетов снизится, например, до 150 шек». А это уже не шестьсот.

То есть оркестр - некоммерческая структура, но это не значит, что мы живем на субсидии, сидим на плечах у государства. Это не так. Мы занимаемся производительной деятельностью. На концерт продают билеты, на билеты содержатся не только музыканты, но и зал, и техработники. Публика после концерта идет в кафе, детей оставляют с беби-ситерами, по дороге платят деньги за бензин, и т.д. и т.п… Вся эта сопутствующая деятельность и деловая активность - производная от концерта, и на ней зарабатывает огромное количество людей.

- Экономика - важная вещь, но успех оркестра все-таки определяется уровнем его музыкантов и репертуарной политикой …

- В 2006 году музыкальным руководителем оркестра стал Ваг Папян, музыкант с мировым именем, пианист и дирижер, руководитель дирижерского отделения тель-авивской музыкальной академии им.Бухмана-Меты. Помимо этого, он активно гастролирующий пианист, выступающий с целым рядом известнейших оркестров мира. Одно из основных направлений нашего оркестра - популяризация классической музыки, привлечение в залы широкой публики. Исходя из этого строится программа, в которой много любимой всеми русской романтической классики - Чайковского, Рахманинова, Свиридова. Романтика любима всеми - и профессионалами, и более доступна неподготовленному слушателю. Естественно, в репертуаре оркестра есть и барокко, и другие классические направления.

- Насколько работает такая популяризация? Приходит ли больше людей на концерты? Все-таки, для восприятия классической музыки нужно быть воспитанным на классической музыке, понимать ее язык.

- Безусловно, классика - это не реалити-шоу, здесь нужно быть подготовленным. А для этого нужны усилия - семьи, среды, школы, государства. Нужна установка на лучшие образцы, а не на усредненный вкус. Пока это нет - и нет широкого внимания к классике. Стандарт у нас задает «Ах а-гадоль». Что можно с этим делать?

- Это замкнутый круг?

- Да, но с этим можно бороться. Мы стараемся если не разорвать его - мы не можем его разорвать - то по крайней мере сделать программу максимальной дружественной по отношению к широкому зрителю. Романтическая музыка прекрасно воспринимается и любителями. У оркестра в Ашдоде есть верная публика, люди, которые любят и понимают классику. Но, на мой взгляд, в городе, где живет почти четверть миллиона человек, постоянных слушателей классики может быть и больше.

- У вас в Ашдоде есть абонемент?

- Мы участвуем в абонементе классической музыки Центра сценических искусств, и в нем нам отдали предпочтение. Три концерта программы - с ашдодским симфоническим оркестром, остальные три - с ришонским, хайфским и иерусалимскими оркестрами. Ашдодскому зрителю и слушателю не нужно никуда ездить - лучшие коллективы страны он может слушать «у себя дома». Это большой плюс Ашдоду и горожанам. Ашдодский оркестр любят в городе, мы получаем от зрителей огромную поддержку, ощущаем это.

- Летний сезон AshdodSymphony очень насыщенный, и в нем много выступлений со звездами мировой сцены…

- Еще 2 года назад в Ашдоде не было зала, куда можно было бы привести мастеров такого уровня. Как мы могли привести сюда, например, Андрея Гаврилова или Максима Венгерова? Это музыкальная элита, стоимость их концертов фантастическая, и для них нужен большой зал. А сегодня есть прекрасная площадка - Центр сценических искусств, и они выступают в Ашдоде. У нас идет концерт Игудесмана и Джу, музыкантов, выступавших в Метрополитен и Hollywood-Bowl . Кстати, неизвестно приедут ли они еще в Израиль. На сегодняшний день это дорогие музыканты, их карьера находится на подъеме, они заполняют зал на десять тысяч мест. Их концертный график расписал на годы вперед, и в нем - лучшие сцены мира. Эти музыканты - два гения, которые сделали необычную, эпатажную программу. Такое обращение с классикой у многих вызывает шок, но это сделано на высочайшем уровне, смешно и со вкусом. И для своих израильских гастролей эти музыканты выбрали ашдодский симфонический.

В июне-июле этого года оркестр сыграет с всемирно известным пианистом и дирижером Андреем Гавриловым. И это тоже некая характеристика для нас. Кстати, про него рассказывают, что мастер бескомпромиссен в выборе оркестра: бывали случаи, когда он отказывался после репетиций играть с тем или иным коллективом накануне концерта, жестко критиковал прославленные оркестры, что называется, невзирая на лица. Но ашдодский симфонический будет выступать с ним уже во второй раз.

В этот же период ашдодский оркестр будет сопровождать гастроли в Израиле Екатеринбургского театра оперы и балеты - гости привезут к нам балет «Жизель» в постановке прославленной балерины Большого театра и хореографа Людмилы Семеняки.

Каждый год оркестр участвует и в благотворительной деятельности: дает бесплатные концерты для пожилых людей, спасшихся в Катастрофе, для школьников, обычно в тех школах Ашдода, которые не могут позволить себе субсидии на покупку билетов. Оркестр участвует и в общественных проектах - каждое лето в разных городах проходят мероприятия программы «Тарбут ле-Исраэль» с нашим участием, финансируемые министерством культуры.

- Спасибо и успешного сезона!

Инна Штейнберг