Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Карман

А
А

Лунная невеста Лея

Невеста бьется в падучей. Кричит жениху, что не согласна на эту свадьбу. Что он не ее жених. Худенькие плечи дрожат. Выбивают свой гибельный ритм. Ее пытаются лечить. Увещевать.

16.02.2014
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

...Невеста бьется в падучей. Кричит жениху, что не согласна на эту свадьбу. Что он не ее жених. Худенькие плечи дрожат. Выбивают свой гибельный ритм. Ее пытаются лечить. Увещевать. Одергивать. Какими-то пещерными ритуалами изгоняют духа. А она безоговорочно, свято и всем смертям назло любит своего утраченного Ханана. И жить без него, одной в этом холодном пустынном мире, у нее не получается. Смерть ей не так тяжела, как разлука с любимым. Страшно и победно звучит музыка ее захваченного, заполоненного любовью сердца...

Одержимость демонами – издавна известная беда земных людей. Разные народы трактуют ее по-разному. По-разному лечат...

Zahav.ru

 

Диббук – так называется мистический символ, драматичная еврейская загадка. Сокровенная тайна еврейского искусства. Блуждающая душа умершего, грешная, страдающая, испуганная, не удостоенная возможности перевоспитания в аду, зависает между жизнью и смертью. Дрожит от страха, бедная, между двумя мирами. Вселяется в живого человека. Вокруг диббука существует множество теорий и толкований. Несоблюдение заповедей и кашрута, сомнения по поводу существования Небесного владыки, нарушение субботы, брак с неевреем ( нееврейкой) – тягчайшие грехи, за которые умерший несет наказание.

Режиссер Евгений Арье поставил в нашем «Гешере» нового «Диббука». Спектакль об убийстве любви. О еврейских Ромео и Джульетте. Об обманах и испытаниях. Вместе со своим ансамблем мастер сложил гимн любви, которая выше звезд и глубже морей. О любви- даре и любви- боли. Свет этой любви затмевает прочие огни – седую луну, велеречивую религиозную демагогию.

Семен Ан-ский, о котором Осип Мандельштам сказал, что он один соединял вмещал в себе тысячу местечковых раввинов, написал пьесу «Меж двух миров». Или – «Диббук». О любви, о диббуке и его изгнании. Из этой пьесы многие творцы черпают свой собственный образ и ответ. Нам уже не посмотреть спектакль-легенду Евгения Вахтангова, поставленный в 1922 году и ставший неким светлым демоном-вдохновителем многих и многих постановок, бесчисленных вариантов трактовки легенды о диббуке. Опера и балет, спектакль с актерами и куклами, три варианта «Диббука» в честь 90-летия национального театра «Габима», спектакли Анджея Вайды и Кшиштофа Варликовского, спектакль Ариэля Ашбеля и версия Рины Ерушалми – вот только малая толика поисков в этом русле. Фото Ханы Ровиной в роли Леи в спектакле Вахтангова – пронзающие уголья- глаза и снежно-белые щеки - стало какой-то очень важной точкой на пути театра и народа. Новый еврейский сказитель, молодой драматург Рои Хен, сделал свой собственный текст и расставил свои акценты.

В этом рассказе Ханан все время рядом с Леей. Мы его видим. Мы понимаем, что она диббук для него, а он – для нее. А еще мы видим умерших родственников Леи – маму Хану, тетю Беллу, дальнего родственника, мизантропа и знатока Торы Менахема, часовщика Баруха и его жену Рохале. Драматург придумал для всех этих персонажей яркие, живые и даже комичные реплики. И зал им смеется. Режиссер Арье выстроил-выдохнул острую и поэтичную театральную сказку. Композитор Ави Беньямин сделал музыкальный ряд философским и многозначным. Пожалуй, нам никогда и не доводилось прежде встречаться с явлением музыки такой силы и выразительности. Старый патефонно- архаичный напев и высокая балладная струна из партитуры музыки сфер, бытовые-обличающие темы и попевки-связки, точные и запоминающиеся – таков поистине космический спектр мышления Ави Беньямина.

Zahav.ru

 

...Сначала в спектакле будет дуэт: уникальный театральный художник Семен Пастух и композитор Ави Беньямин поведут нас по тропе притчи. Стылая серебряная луна, серебряный свет в черноте вечера. Истовость молящихся в синагоге. Ханан (Саша Демидов) сидит на синагогальной крыше. Воспевает свою любовь. Молится ей. К луне и небу обращает монолог о любимой Лее. И крошки хлеба – как знак его щедрости и нежности ко всем вокруг - упадут на землю. Потом его жизнь взорвется: отец Леи, Сендер, будет хвастаться в синагоге, что он удачно выдает дочку замуж. За богатого...Ханан бросится в гущу молящихся. К Сендеру. Будет молить и убеждать. «Я ее жених!» - с нежностью и гордостью будет кричать хромой бедняга. И его крик дойдет до каждого сердца. Кроме каменного сердца Сендера. Мне показалось, что актер Демидов в этом спектакле сыграл (на сегодня, разумеется) свою лучшую роль. Его Ханан трогателен и достоверен. Он так окрылен, одухотворен, лиричен, будто в нем ищет выхода дар большого поэта. Живущего любовью и ради любви.

Сендер ( Дорон Тавори) не внемлет мольбам. Он с циничной самодовольной улыбкой швыряет деньги нищим, вот, мол, как я всесилен,  отметает все возражения, смеется над Хананом. Дорон Тавори грандиозен, реалистичен, вызывает страх пополам с сочувствием. Его жаль – он одинок, живет догмами. Раздавленный горем, утративший надежду и опору, он сознается, что предал покойного друга- отца влюбленного Ханана. Нарушил клятву выдать Лею за Ханана. И дочь этот красивый и жестокий человек потерял не тогда, когда она вскрыла себе вены и умерла, а много раньше. Сендер упивается собственной основательностью и значительностью. Сердечная боль и томление души – не для него. Его дорога, его мир – наслаждение властью над слабыми. Суеверия. Эгоизм. Нищета его  очевидна...

Лея - Эфрат Бен-Цур. Эта работа очень любимой мной актрисы трагична и абсолютно не имеет себе равных. Лея поэтична. Прожита до последнего шага в пустоту. Вслед за давно умершими родственниками. Актриса будто создана для театра Ан-ского- Хена – Арье. Она из стилистики поэтического театра. Здесь и свечение  скрипичного голоса. И чистая линия легких движений. Тремоло и кантилена одновременно. И глубина внутренних переживаний. Лея прекрасна. Любовь делает ее возвышенной и вдохновенной. Мудрой и стойкой. Мороз идет по коже, когда она падает на свежую могилу Ханана и разговаривает с ним. И когда они с Хананом вспоминают эпизоды детства. И когда она мечтает о дочке. Эта Лея так держит Ханана за руку, будто вручает ему себя целиком....

Хорош раввин Азриэль из Мирополя. Гилад Клеттер играет хитроватого и умного шамана, жесткого изнутри и благодушного внешне. Его демагогия, косность и сила внушения опасны.

Бабушка Леи, Фрида, как ее играет Фира Кантер,  страшновата и все же обаятельна. Она из фольклора и старых картинок еврейского быта. Из памяти народной.

«Коллектив умерших» - яркий цельный персонаж. Но и вереница прекрасных индивидуальных актерских высказываний.

Zahav.ru

 

Нета Шпигельман создает щемящий, грустный образ молодой прекрасной женщины, которая слишком рано ушла и не успела дать дочери всю меру своей любви. Ее Хана нежна и по-детски наивна.

Барух и Рохале (Александр Сендерович и Ноа Колер) четко и со вкусом проживают жизнь своих героев- призраков. Актеры создают завершенный рисунок театра семейного дуэта. С обидами и пикировками. Иронией и вечной недосказанностью, делающей брак испытанием.

Красавица и кокетка Белла (Лилиан Рут) изящна и ослепительна. Актриса играет судьбу и печаль. Погребенные возможности. Силу характера. Тонкость и вкус. И – передает нам глубокие сожаления о недопитой до конца чаше жизни.

Менахем Евгения Терлецкого – большое соло и театр в театре. Сочный и мощно сыгранный образ. Безусловная удача и составляющая часть дивного ансамбля. Скептик и философ, он все понимает и всему знает цену. И с неподражаемым выражением лица изрекает своим сентенции...

Менди Каан в роли раввина Менделя – слуга ритуалов. Форма и традиция – вот его короли. Им он предан до конца.

Менаше, несчастный жених Леи ( его играет Ори Янив), точно нашел интонации и физическое состояние «без вины виноватого». Заложника чужой воли и чужой беды. Он любит – и страдает. И выхода для него из порочного круга нет. Железный папаша Сендер отравил и его. И ему передал часть беды Леи и Ханана...

Плачет ветер над синагогой. Над безвестным местечком. Вера в силу религии не спасла (автор пьесы режиссер и не ждут от нее ответа!). Любовь снесла карточные домики тупого ритуала и пещерного шаманства. Лея заплатила жизнью за великую любовь. Нам досталось счастье увидеть этот великий спектакль. «Диббук» продолжается – и нет ему конца.

Zahav.ru

Читайте также

 

Текст: Инна Шейхатович

Фото: Даниэль Каминский

Билеты на спектакль "Диббук" можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03

Особые цены для пенсионеров и солдат срочной службы!