Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Карман

А
А

Танго с Жизелью

Я всегда искала ее имя в программках театра балета Бориса Эйфмана. Потому что от танца Елены Кузьминой возникал острый эффект присутствия.

20.02.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Я всегда искала ее имя в программках театра балета Бориса Эйфмана. Потому что от танца Елены Кузьминой возникал острый эффект присутствия, и глубина театральной драмы еще долго всерьез тревожила после окончания спектакля. Она мягко царила и властно завораживала. Эксцентричная и ослепительная, царственная и преодолевающая законы земного притяжения, она вписала свое имя  в историю лучших балетов Эйфмана, в историю мирового балета.

Хотя  - что я говорю в прошедшем времени? Елена Кузьмина здорова, танцует, репетирует, ставит собственные балетные номера, «Красная Жизель», Императрица в «Русском Гамлете», Аглая в «Идиоте», Милюкова в «Чайковском», Китри в «Дон –Кихоте, или Фантазиях безумца», Православная в «Моем Иерусалиме»…Список ее партий на эйфмановской сцене велик и убедителен.

Награды - о, это уже целая повесть, с восторгами и напряжением закулисной борьбы.

В большой звездной балетной программе «Кармен-гала», которая будет показана в Израиле с 23 по 25 февраля, Елена выступит с новым мини-балетом, который она поставила как хореограф.

Он называется «Танго», музыка Альфреда Шнитке.

С Еленой Кузьминой я побеседовала накануне ее нового визита в Израиль.

- Как возникла идея показать этот масштабный балет - концерт в Израиле?

- Я давно работаю с продюсером Айдаром Ахметовым, участвую в его проектах. Он меня пригасил – я этому рада.

- Ваш мини- балет  - израильская премьера?

- Да, я все больше пробую себя в хореографии, в данном случае меня вдохновила музыка Шнитке – и я выношу на суд публики свое понимание этой музыки и ее пластическое отображение.

- Мы вас не видели  в эйфмановской «Анне Карениной»…  

- Я в этом балете и не танцевала. Я теперь больше работаю самостоятельно, ищу свою дорогу,  пытаюсь реализовать собственные творческие  идеи. У Бориса Яковлевича  работаю мало, и я уже не  солистка, а репетитор.

- Вы? С вашими данными, опытом, c умением электризовать  зал, вовлекать каждого зрителя в процесс сопереживания…

- … но все - и Борис Яковлевич не исключение – любят молодых, так уж устроен мир. 18-летние идут вперед.    - Как вы искали, как рождали  в себе Спесивцеву в балете «Красная Жизель»?

- Это был сложнейший период моей жизни  - и один из самых насыщенных. Были почти нереальные нагрузки. Спектакль рождался в течение года – и год я была полностью погружена  в эту работу (с перерывами на гастроли). Год жизни прошел в нем – в балете «Красная Жизель». Ритм и суть постановки нового спектакля очень сложны: придумывается что-то, отрабатывается, потом изменяется. Потом снова придумывается. Я много работала с Эйфманом один  на один – а это непросто.  И вообще в процессе ты живешь и работаешь, как зомби. Ничего не хочется – вот тут-то как и оживает наяву та  самая легенда, что балерины ничего не едят. Мне муж по утрам отжимал натуральный сок - и я убегала работать. Сильно похудела. Была вся погружена в спектакль. Облегчение приходит, когда в зал приходит зритель, он нам возвращает – своим теплом, аплодисментами, доверием.

- Работа  у Эйфмана – это два вызова в день, две смены c небольшим перерывом…

- Да – это одна из самых трудолюбивых и травматичных трупп.

- Много переломов и других проблем?

- Очень! Профессия опасная! Мне в этом смысле  очень повезло – ничего страшного у меня не было, а растяжения мышц я большой бедой не считаю.  

- Когда вы будете практикующим балетмейстером, вы будете человечной и мягкой?

- (она вздыхает) Я даже не знаю. Я постараюсь быть более гуманной. Хотя  - по другую сторону баррикад все видится иначе.

- Какой театр балета вам ближе всего?

- Конечно, я нахожусь под сильным влиянием Эйфмана. Пока это непобедимо. Мне очень близок мир театра Пины Бауш, его внутренняя наполненность, эмоциональная выразительность. Его вдохновенная устремленность. Ни одного пустого движения. Каждый жест наполнен мыслью. На классические балеты уже давно не хожу – как правило, всегда разочаровываюсь.

- Были у вас в последнее  время сильные художественные впечатления?

- Таких уж  грандиозных, пожалуй, не было…Был у нас фестиваль цирковой режиссуры – и это было свежо и талантливо, и – очень отличалось от того, что мы видим в обычных, рутинных цирковых программах. Я еще раз поняла банальную вещь: деньги имеют большое значение. Без них трудно талантливо высказаться.

- А в театре?

- Мы видели нового «Макбета», поставленного  Юрием Бутусовым. В спектакле было много новаций, и камни сыпались с колосников, и еще было много чудес – а внутри ничего и не произошло. Новый материк не открылся. И еще я посмотрела фильм Ивана Вырыпаева «Танец Дели», с его замечательной, невероятной актрисой-женой Каролиной Грушкой в главной роли. Действие происходит на фоне белого кафеля в больничной палате. Будто все ясно и просто. Но – ничего не ясно. Это нечто свежее и важное в нашем искусстве. Я уже  раза три поменяла свое отношение  к картине – и все время о ней думаю. 

- За судьбой танца-модерн вы следите?

– Я не учила ни Хосе Лимона, ни других апостолов танца-модерн. Что-то  видела, бывала на мастер-классах,  что-то мне нравится, но я существую в эстетике танца, который продолжает и развивает  классические традиции.

- Ваши  танцовщики не будут по пять минут неподвижно стоять спиной к залу?..

-Нет, меня такая неподвижная  история не увлечет.

- Вам приходилось танцевать Одиллию, Раймонду?

- Несколько раз нас просили показать на гастролях театра балета Эйфмана классику – белую «Жизель» и «Лебединое озеро», и это было очень хорошо – классика помогает форму держать, обогащает пластику. И – вечное это, идеал, точка отсчета – шаг равняем по классике.

- Что вам нравится в Израиле? Какой образ Израиля у вас сложился?

- Мне, жительнице северного  промозглого города, дороже  всего  солнце и море. Мы всегда шли к морю, всегда купались. И это чувство моря – я всегда его помню, храню в себе –для меня и есть Израиль. И еще, конечно, публика. Она такая изумительная  - выступать одна радость!

- У вас есть в Израиле друзья?

- Нас по стране возил один доктор, балетоман Ян. Он про балет знает все –и про Израиль рассказывал очень интересно. Я надеюсь, что он в Хайфе придет на наш вечер

- Ваша дочь танцует?

- Нет. И я рада. Хуже, когда человек хочет – а потом страдает, что не выдвинулся из кордебалета.

-  Что вы себе у нас купите?

- У меня ваш крем - очень хороший – закончился. Надо обновить. И вообще посмотрю…

- А что  в обычной жизни радует звезду балета и новоиспеченного хореографа, любимицу многих и многих людей Елену Кузьмину?

- Думаю, новое платье еще никогда и никому не помешало.

Инна Шейхатович

Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03