Читайте также
Пять дней, семнадцать представлений на четырех языках, сотни зрителей, новые формы современного театра, новые лица, новые площадки - весь фестиваль этого года стал открытием.
Центральной частью фестиваля стала программа «Новые лица израильского театра», которая познакомила публику с актерами, режиссерами и музыкантами, приехавшими в последние месяцы из России, Украины и Беларуси.
Открылся фестиваль встречей со знаменитым журналистом, фотографом и писателем Юрием Ростом. «Групповой портрет на фоне жизни» называлась эта встреча, и Юрий Рост показывал самые любимые, самые «говорящие» фотографии, рассказывал невероятные истории, стоящие за каждым снимком.
Галина Волчек, Сергей Юрский, Отар Иоселиани, Георгий Данелия, Фаина Раневская, Галина Уланова, Андрей Сахаров возникали на огромном экране, перемежаясь пронзительными фотографиями русского Севера и Сванетии, деревенских жителей, фронтовиков.
Режиссер Семен Александровский и драматург Евгений Казачков представили свою версию созданного швейцарской компанией Magic Garden интерактивного спектакля «Questioning/Кто ты?» - спектакля без актеров и сцены, драматургию которого создавали сами зрители. «Мы заметили, что абсолютно незнакомый человек напротив, в процессе ответа на вопросы о нём, стал ближе и интереснее для тебя. Отвечая на вопросы о другом (включая свою интуицию, психологию, фантазию), ты преломляешь свой жизненный опыт и во многом, отвечаешь на вопросы о себе» (Елена Берденикова, зритель).
В спектакле Sender Unknown зрители тоже определяли ход сюжета, который начинался с получения посылок от неизвестных отправителей, с разговоров о счастье, об экономике и пандемии. Этот спектакль-конструктор с непредсказуемой драматургией никогда не повторяется, и на фестивале он получился самым интернациональным: основан на опросах обычных людей в Херсоне, Бишкеке и Кельне, а на фестивале шел на иврите, русском и украинском языках. Из Бишкека в Израиль прилетел один из создателей спектакля, молодой режиссер Шамиль Дыйканбаев.
Режиссер Илья Мощицкий привез на фестиваль уникальный спектакль «Дуб Майкла Крейг-Мартина», в котором история создавалась на глазах у зрителей и с их участием. Без репетиций, без подготовки, не зная сюжета один из зрителей входил в спектакль, чтобы выполнять задания режиссера - и превращаться в кого-то другого.
Помимо новых форм на фестивале был представлен и традиционный театр. С трудом вместил всех желающих клуб «71 стул» на представлении Exodus - ярком музыкальном ревю, представившем талантливых молодых артистов, новых репатриантов из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. А спектакль «Авас!» открыл ивритоговорящей публике самые известные миниатюры Михаила Жванецкого - благодаря юным израильским актерам Даниэлю Белогловскому и Гаю Африату.
Актер и режиссер Александр Баргман, новый репатриант из Петербурга, но уже знакомый израильской публике, при полном аншлаге показал свой знаменитый моноспектакль «Душекружение» по рассказам Набокова.
Режиссерские читки пьес - еще один новый формат на фестивале Jaffa Fest, и, судя по живому интересу зрителей, опыт оказался успешным. Были прочитаны пьесы на иврите, украинском и русском языках. Пьесу «Королева ванной» Ханоха Левина представляли актеры молодежной студии театра Гешер.
Новые репатрианты - художники и музыканты из Украины и России создали в зале Ангар перфоманс Silent Thoughts, в котором каждый зритель получал свой уникальный опыт переживания. Этот проект был посвящен событиям последних месяцев, неприятию войны и разрушения.
Фестиваль закончился одной из главных премьер этого сезона: Remote Tel Aviv, тель-авивской версией знаменитого международного проекта Remote X, созданного компанией Rimini Protokoll. Обойдя десятки городов мира, этот спектакль-променад появился в Тель-Авиве по заказу фестиваля MART. «С Remote Tel-Aviv на два часа мы становимся действующими лицами, кем-то вроде актеров, чьи роли не заучены наизусть и заранее не отрепетированы. Мы ведомы невидимым, бестелесным режиссером — искусственным интеллектом» (Елена Шафран, журналист). «Голос говорит с вами о вечном, о жизни и смерти, просит бежать, танцевать и ходить задом наперёд… а вокруг при этом кипящая жизнь города и прохожие, которые с удивлением смотрят на вас со стороны, пытаясь разгадать, кто вы такие и что делаете. Удивительный опыт!» (Надя Важнин, журналист).
Jaffa Fest стал стартовой площадкой для репатриантов театральных профессий и подарком для всех, кто любит театр. «Мы показали на фестивале не только искусство новых репатриантов, но и контекст, из которого мы приехали, то что нас сформировало. - сказал программный директор фестиваля (и новый репатриант) Филипп Вулах, - Сколько же открытых новому, любопытных и вдохновлённых лиц мы увидели в театральных залах. Тель-Авив-Яффо встретил новых художников с восторгом и интересом».