Zahav.КарманZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+15
Иерусалим
+24+15

Карман

А
А

5 загадок Эдварда Радзинского

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пять наиболее известных загадок истории, разгаданных Радзинским.

10.02.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Загадки истории – главная страсть Эдварда Радзинского, историка по образованию, писателя и драматурга по призванию, увлеченного размышлениями о судьбах отечеств, о дворцовых переворотах, о кровавых диктаторах и властителях дум. Его перу принадлежат десятки биографических исследований, им раскрыто множество больших секретов и маленьких тайн многовековой истории человечества. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пять наиболее известных загадок истории, разгаданных Радзинским. С одной из них он познакомит израильскую публику уже в марте – с авторским проектом "Загадка Моцарта" известный историк и талантливый рассказчик выступит в пяти городах Израиля 

"Иосиф Сталин. Последняя загадка"

Это заключительная часть трилогии Радзинского под общим названием "Апокалипсис от Кобы". Автор утверждает, что это не научная биография "вождя народов", а дневниковые записи выдуманного им персонажа – друга Сталина. Но в основе этого романа – множество реальных документов и воспоминаний очевидцев.

Заключительный том цикла посвящен одной из самых страшных тайн истории человечества – тайне Второй мировой войны. И еще – смерти советского вождя. Радзинский убежден, что его убили. Впрочем, главная загадка для автора не в этом, а в том, кем был этот человек? Почему террор при нем достиг необъяснимых, космических масштабов?

"Вот  этот третий том, наверное, о  самых таинственных, самых действительно  загадочных годах его правления, - объясняет историк. - Загадка не  в том, как он умер. Это второе. А загадка, кто он был?".

Иосиф Сталин – это человек-миф, интерес  к которому еще долго не иссякнет. Неслучайно книги Радзинского переведены на полтора десятка языков, включая иврит, и опубликованы в 19 странах, включая Израиль. Без понимания личности Сталина, убежден писатель и историк, невозможно осознать главную драму XX века: времени, когда люди так мечтали порвать с постыдным прошлым и осчастливить человечество. 

"Загадка княжны Таракановой"

В 1775 году в Петербурге безмолвной белой майской ночью с борта  одного из кораблей русской эскадры, прибывшей из Италии, на яхту, следующую к Петропавловской крепости, спустили женщину, закутанную в плащ. Она была арестована по приказу императрицы Екатерины Великой, получившей русский престол в результате переворота, совершенного братьями Орловыми. Именно Алексей Орлов и доставил пленницу из Италии. Эта женщина, объявившая себя дочерью Елизаветы Петровны, вызывала панический ужас у Екатерины, угрожая ей свержением с престола...

Она была известнейшей авантюристкой  российской истории XVIII века, претенденткой на царский престол, женщиной, принимавшей участие в политической и личной судьбе императрицы Елизаветы Алексеевны, графа Разумовского, братьев Орловых.

В эту женщину были влюблены самые  блестящие люди века. Ее красоте  завидовала Мария Антуанетта. И мечтательный гетман Огинский, и властительный немецкий государь князь Лимбург были у ее ног. Ей объяснялся в любви самый блестящий донжуан Франции - принц Лозен…

"Читая полуистлевшие письма истлевших ее любовников, - пишет Радзинский, - я шептал вслед за ними безумные слова: "Ваши глаза - центр мироздания...", "Ваши губы - моя религия...", "Ваши руки подобны плющу нежности...". Уходят наши тела... Но страсть и любовь остаются". 

"Загадка Казановы"

"Страшный и мистический 1789 год - год Великой Французской Революции, - как всегда, разгадывая загадки своих героев, Радзинский бережно воссоздает и атмосферу той эпохи, в которой они оставили свой след. - В Париже обезумевшая толпа разрушает все воспоминания прошлого, а величайшее изобретение демократии - гильотина работает день и ночь. В это время в далекой Богемии старик пишет книгу "История моей жизни". Вряд ли кто-то смог бы узнать сейчас в этом дряхлом, усталом человеке Джакомо Джованни Казанову - неутомимого и ненасытного любовника, от упоминания одного имени которого в недавнем прошлом начинали трепетать женские сердца".

Старик описал в книге, как великие монархи удостаивали его беседы. О победах в политике, на поле брани... Он писал о победах над женщинами. Сюжет его книги - непрекращающееся любовное похождение. Некая "эротическая Илиада", как назвал ее Цвейг. В книге Казановы - сто двадцать две соблазненные им женщины, причем сто двадцать две, имена которых упомянуты. А были еще и множество безымянных... Любовь была одним из высших смыслов существования Казановы, именно она сделала его великим. И все же... "Кем был этот восхитительный боец, победивший полки красавиц? - вопрошает Радзинский. - Старик, написавший "Историю моей жизни"? Или?..". В этой истории, полной приключений и авантюр, вопросов больше, чем ответов, однако автор находит объяснение всем тайнам этого загадочного человека. 

"Загадка Бомарше"

"В тот день Бомарше, как всегда, писал пьесу…", - начинает свой рассказ Радзинский и тут же сгущает краски: "…как выяснится, в день своей смерти - он дописывал последний акт пьесы, которую создавал и режиссировал всю жизнь, в которой играл до последнего часа и которая не закончилась после его кончины". В этой пьесе было все то, что прославило Бомарше-драматурга: смелость, дерзость, изящество, любовные приключения и невероятные интриги. Игра ума и пера. Но на этот раз игра привлекла на сцену коронованных особ и аристократов, знаменитых писателей и политиков. Людовик XVI и Мария Антуанетта, Наполеон Бонапарт и Фуше, Робеспьер и Дантон, маркиз де Сад и Шатобриан - все они стали действующими лицами в "театре жизни" Бомарше. Но жизнь - не театр…

Талант Бомарше был разносторонен, поле деятельности его охватило самые  разнообразные занятия – от технических  изобретений в часовом механизме до разработки курса всеобщего уголовного права, – а жизнь была полна неожиданностей, борьбы и событий, взлетов и падений. "Его загадки при жизни были ничем по сравнению с его загадками после смерти, - интригует Радзинский. - Есть свидетельства очевидцев, что через несколько дней после похорон он сидел в кресле и слушал музыку. Возможно, это были свидетельства сумасшедших. Но и сам эксцентричный драматург утверждал: "Смерть – это радость… Радость небытия…". 

"Загадка Моцарта"

"Никогда, никогда я не верил, что Сальери мог отравить Моцарта!" – так начинается письмо старого пианиста К. Эдварду Радзинскому. Музыкант в букинистическом магазине еще сталинского Ленинграда чудом нашел две тетради с пожелтевшей бумагой - рукопись на немецком, которая стал ключом к разгадке тайны смерти австрийского гения.

Свою  "Загадку Моцарта" историк разгадал еще в 1990-х. Проект был создан, как пьеса по заказу радио и телевидения Италии. Ставить ее в России Радзинский долгие годы не хотел, считая ее слишком личной и опасаясь режиссерских фантазий. И вот сегодня, спустя почти 20 лет, писатель возвращается к загадке австрийского гения и одним из первых знакомит со своей версией жизни и смерти Моцарта израильскую публику.

"Вечные темы – художник и Бог, ограниченность фанатика и поиск творца, музыка и молитва, беспощадная тупость толпы и обреченность гения. На фоне нынешнего искусства мне показалось важным вернуться к этой пьесе", - говорит Радзинский. По версии драматурга и историка, Моцарта убил отнюдь не Моцарт, а совсем другой человек – влиятельный и даже всемогущий. "Этот богач и меценат, страстный поклонник Моцарта похоронил обожаемого им гения… в общей могиле для бедных! Издевательски затратив на похороны Моцарта сумму, которую сам Моцарт затратил на похороны… умершего скворца! Почему?! Об этом я рассказываю на концертах", - восклицает Радзинский.

Музыку  в спектакле, а это отрывки  из симфоний, концертов, увертюр и  арий Моцарта, на израильских концертах Радзинского исполнит Иерусалимский фестивальный оркестр под управлением Владимира Баршевича. Представление производит впечатление ушедшей торжественности, напоминая о балах, камзолах, париках и особой парадности не только жизни, но и смерти великого композитора. 

"Загадку Моцарта" Эдвард  Радзинский в сопровождении Иерусалимского фестивального оркестра разгадает: 

2 марта, в субботу, в 20.00 - в Ашдоде (Матнас "Дюна-Юд");  

3 марта, в воскресенье, в 20.00 – в Хайфе (зал "Раппопорт");  

5 марта, во вторник, в 20.00 –  в Иерусалиме (театр "Павильон");  

8 марта, в пятницу, в 20.00 – в Беэр-Шеве ("Гейхал ха-Тарбут" Гистадрута);  

9 марта, в субботу, в 20.00 –  в Рамат-Гане (театр "Яалом").

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03