Читайте также
Клара Новикова: "Я не считаю, что есть большая разница между театром и эстрадой!"
Она не нуждается в особом представлении. Ей интересно жить, пробовать себя то в одном качестве, то в другом, она частый гость телевидения, играет и поёт в театре и на эстраде…
Первая и единственная женщина народная артистка России в разговорном жанре, всеми любимая тетя Соня, она же Клара Новикова, отмечает свой юбилей. На вопрос, почему среди юмористов так мало дам, отвечает словами своего театрального наставника Михаила Жванецкого: "Над женщиной не хочется смеяться, ее хочется смотреть". Согласитесь, Кларе Новиковой сполна удалось соединить в себе две ипостаси - прекрасного и смешного. Много лет зрители не устают любоваться Кларой Новиковой и смеяться над ее монологами. Юбилейные концерты артистки пройдут в Израиле с 13 по 17 ноября.
Клара Новикова - яркая и удивительная женщина. Она стала символом российского юмора - ее выступления собирают аншлаги. Зрители не устают восхищаться ее талантом и тем уникальным внутренним ориентиром, который помогает Новиковой слиться со своими текстами и персонажами. Артистка может выступить практически в любом юмористическом жанре и примерить на себе любое амплуа, в то же время, снабдив его своим неповторимым стилем, который накладывает отпечаток на каждый ее номер.
Эта актриса смела до безрассудства, играя с публикой в непредсказуемые игры, импровизируя и удерживаясь на грани фола, за которым остаются пошлость, скука и нотации. Далеко не всем на сегодняшней комической сцене удаётся импровизировать так артистично. Женственная, свободная и естественная Клара Новикова умеет растормошить, очаровать и влюбить в себя зрителя.
Клара Новикова заслужила признание не только публики, но и своих коллег — она обладательница многочисленных эстрадных премий. Зрители, с удовольствием пересматривают ее старые выступления и посещают новые концерты. Новикова как будто лучится энергией и весельем, которое проникает в душу каждого зрителя, и хочется непременно одарить артистку аплодисментами и цветами, и пожелать, чтобы она не сходила со сцены еще много лет. Накануне гастролей в Израиле знаменитая юмористка любезно согласилась побеседовать с нашим корреспондентом.
- Клара Борисовна как Вы считаете: чувство юмора – это врождённое качество или приобретённое? Его можно развить?
- Ну, конечно, можно! Я думаю, если у человека нет чувства обоняния или осязания, он его как-то развивает. Вообще, чувство юмора - одно из тех чувств, без которого человека можно считать инвалидом.
- А есть разница между т.н. "женским" и мужским" юмором? Ведь существует "женская логика"? Можно ли разделить юмор по "половому" признаку?
- Дело в том, что "женскую логику" тоже придумали. В чём она, к примеру, заключается у женщин-учёных или женщин-писателей? Я же не вижу мир глазами мужчин. Поэтому я не могу понять, что такое мужская или женская логика. Однако, наверно, мужчины и женщины по-разному смотрят на мир, именно поэтому они – мужчины и женщины.
- Вы как-то сказали, что "женщины живут более эмоционально, чем мужчины, поэтому они быстрее реагируют на шутки!"…
- Женщины быстро реагируют не только на юмор, а вообще на всё! Во всяком случае, эмоциональней! Всегда видно, как женщины смеются, оценивают какие-то вещи, а мужчины более спокойны. Например, мужчина видит в магазине красивый костюм. Он его померит и скажет: "Нормальный костюм". Женщина начинает эмоционально реагировать, кричать и даже истерить. Мужчины тоже иногда истерят, и это выглядит намного страшнее!!!
- Я думаю, что этот вопрос Вам много раз задавали, но мне интересно узнать: с чем связано тот факт, что на эстраде так мало юмористок-женщин? Или не женское это дело - смешить публику?
- Вы знаете, я много лет занимаюсь своей профессией, и никогда не задумываюсь о том, почему так мало женщин на эстраде. Но мне кажется, что их много, – это же мои конкурентки! Сейчас есть целый женский "Comedy Club", который занимается юмором, да и в моём жанре появляются новые женщины, но их много не было никогда. У женщины меньше времени этим заниматься, ведь женщина - всё в одном лице, и это – круглосуточная работа. Вот я с Вами сейчас разговариваю, а думаю о том, что у меня сегодня вечером выступление, идёт постоянная внутренняя работа…
- Между театром и эстрадой давно идёт некая борьба, всегда считалось, что театр – это более высокое искусство, а эстрада – менее, хотя мы помним, что Аркадий Исаакович Райкин ещё в 30-годы прошлого века создал именно Театр эстрадных миниатюр. Как Вы думаете, почему происходит такое противоборство этих искусств?
- Я не считаю, что есть большая разница между театром и эстрадой: на эстраде выступают такие же артисты с актёрским опытом жизни и желанием существования на сцене. Сейчас очень многие артисты эстрады выступают в театре и наоборот…
- Да, это – Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Вы…
- Сейчас и Лена Воробей играет в каких-то театральных постановках вместе с артистами драматического театра. Я не понимаю, что это такое: на эстраде у меня партнёр – зритель, а в театре есть реальные партнёры по сцене. Но я всегда относилась к эстраде как к высокому искусству, и к хорошему театру тоже. Разве так не бывает, когда в театре зрители уходят после первого акта?
- Бывает!
- В эстрадных концертах такое тоже происходит: зрителю что-то не нравится и он не "совпадает" с происходящим на сцене! И публика уходит со спектаклей именитых театров, и я тоже иногда ухожу.
- В советское время о закулисной жизни звёзд почти ничего не знали, а сейчас время сильно изменилось, и идёт "перекос" в другую сторону, и людей очень интересует "изнанка". Вы с этим согласны?
- Я хочу сказать, что публике это навязывают, актёры сами о себе сочиняют какие-то небылицы. Вы знаете, создаётся впечатление, что некоторым артистам просто нечего о себе рассказать, и это – чисто "пиаровские" компании. Сейчас появились целые издания. Например, мне звонят и, не стесняясь, говорят: "Мы – представители желтой прессы!". Но эти издания пользуются успехом: я часто вижу, дам, которые ходят с этими журнальчиками или читают их в самолётах.
- Это – печально, что сначала людям это навязывают, а потом утверждают, что действуют в их интересах, т.к. публика хочет знать – кто, когда и с кем. Вы сегодня уже упомянули "Comedy Club" - т. н. "молодежный" юмор. Когда я беседовал с Романом Карцевым, то он по этому поводу сказал: "Сейчас все очень просто: не нужно думать или вдаваться в подробности, поржал – и пошёл, как лошадь". Вы согласны, что современный юмор стал более грубым?
- Что значит – стал? Может быть, он таким и был. Просто у меня – другая школа. Я же не сижу дома, я выхожу на сцену, каждый вечер, и вижу благодарных людей. Я не считаю зрителей дураками, и они уважают меня, а после концерта меня благодарят, потому что я говорю с ними на одном языке, как с близкими друзьями. Я не хожу на молодежные концерты, а иногда вижу этих ребят на съемках, но им предложили другие "условия игры". Раньше я репетировала и готовила монолог полгода, и только после этого могла появиться с ним на экране, а сейчас все по-другому, и не надо никого обвинять. Им надо быстро всё сделать, быстро сдать и сразу – на экран, а когда я начинала, то на телевидении было всего три юмористические программы, ко мне уважительно относились, спрашивали, есть ли у меня что-то новое. А сейчас не спрашивают! Завтра - съемка, и всё. Если ты хочешь "мелькать" в экране, то ты будешь это делать. Хоть каждый день.
- Но потом зрителям надоедает каждый день видеть одни и те же лица.
- А где взять другие?
- Год назад Вы приезжали в Израиль со спектаклем "Поздняя любовь", где играли вместе с Леонидом Каневским. В это раз Вы привозите сольную юбилейную программу, но мы не будем "раскрывать карты". Какие у Вас сложились "отношения" с Израилем за эти годы? Я знаю, что Вы здесь были много раз…
- Я приезжаю в Израиль с 1989 года. Я эту страну знаю, я вместе со своими зрителями проходила путь становления в Израиле. Люди приходили ко мне и вначале жаловались, им было очень тяжело, а теперь они живут в своей стране, их дети выросли, стали востребованными, они знают язык. А раньше люди так стремились узнать, что происходит на Родине, чтоб им сказали, правильно ли они сделали, что уехали.
- Традиционный вопрос: что бы Вы могли пожелать зрителям, которые придут на Ваши концерты и себе?
- Себе бы, в первую очередь, я пожелала, чтобы зрители пришли, а, во вторую, я пожелала бы зрителям, чтобы мы нашли общий язык. Потому что публика за эти годы сильно изменилась: если раньше приходили в театр "Гешер" и смотрели спектакли на русском языке, то сейчас в этот театр приходит "русская" публика, говорящая на иврите. Меня беспокоит, по-прежнему ли их интересует, что происходит в России, но я знаю, что люди смотрят программы российского телевидения. Мне очень интересно, как изменилась моя публика, но для этого я должна увидеть людей.
- Очень скоро эта встреча произойдёт. Я хочу пожелать Вам успехов на эстраде и в театре, чтобы Вы участвовали в новых постановках и по-прежнему радовали нас. Спасибо Вам большое за этот интересный разговор.
- И Вам всего доброго.
Беседовал Евгений Кудряц
13 ноября, Беэр-Шева, "Гейхал ха-Тарбут Гистадрута", 20.00
14 ноября, Ашдод, среда, матнас "Дюна-Юд", 20.00
15 ноября, Ашкелон, Центр Конгрессов, 20.00
16 ноября, Хайфа, зал "Рапопорт", 20.00
17 ноября, Тель-Авив, Театр "Гешер" - зал "Нога", 20.00
Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03
Фото предоставлено компанией "Cruise International"