Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Карман

А
А

«У меня красавица- жена!» или Салес идет ва-банк

Он изысканно воспитан, страстно увлечен, готов ради театра на многое. Может быть, на все. Хотя – чужая душа, в особенности душа творческого человека, штука весьма тонко и вычурно организованная. Мой собеседник - джентльмен удачи, странник по дорогам те

07.06.2012
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Он изысканно воспитан, страстно увлечен, готов ради театра на многое. Может быть, на все. Хотя – чужая душа, в особенности  душа творческого человека,  штука весьма тонко и вычурно организованная. Мой собеседник  - джентльмен удачи, странник по дорогам театра.

Он работал в Ижевске, Рыбинске, Кирове, Йошкар-Оле… 

Театр – школа и место для  развлечения. Спиритический клуб и  кузница идей.

Михаил Салес, знаменитый режиссер, народный артист России, поставил  в Калининградском драматическом театре (в котором он работает еще и директором) комедию «Ключ для двоих». Собственно, Салес поставил очень много спектаклей в самых разных театрах России,  и в Израиле, где жил некоторое время  и пытался создать свой театр. Израиль – как, впрочем,  у многих – у него не сложился. Жаль…Зато Россия   приняла обратно вполне охотно. Довольно много всего сделал Салес в Калининграде -  здесь идут его «Лорд Фаунтлерой»,  «Деревья умирают стоя»,  «Без вины  виноватые»,   «К нам едет ревизор…».    Но именно спектакль «Ключ для двоих»  нам покажут в дни израильских  гастролей Калининградского коллектива.

35 лет назад актер Михаил Салес начал свою режиссерскую дорогу. Спрашиваю « почему?», и слышу ответ: «Было мало нормальных режиссеров! И тогда в Кирове, на малой сцене театра, я поставил спектакль для жены друга.   Все прошло бесконфликтно. И меня затянуло…Это была пьеса Вильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!» Актрисе грозило увольнение, я взялся ей помочь – и помог. 

- Жена друга сейчас знаменита  и играет у вас?

– Нет, не совсем. Они с другом уже  не вместе, и у меня она не играет – но тот спектакль определил  многое в моей жизни.

 Двенадцать лет назад, вернувшись  в Россию из Израиля, где  знаменитый Михаил Салес прожил пять лет, он понял, что без театра не может, не способен. И что его счастье, его столицы,  его любовь там, где он получает творческое признание.

- Центр там, где я…Это шутка, но в ней есть доля правды. Я ведь всю жизнь батрачил, театр - адский труд. Ехал  в Израиль -  думал, что брошу театр. Навсегда. Был готов, сам себе дал такой приказ. И – не смог. Поработал на стройке, побыл грузчиком. Сделал свой театр. С кем-то расстался, кого-то по дороге потерял. И понял, что без государственной дотации, на одной только самоокупаемости театра не бывает. 

- Ваш спектакль «Ключ  для  двоих» - следствие сознательной  работы на кассу?

- Ну, касса, знаете ли, тоже дело  не последнее. У нас есть  разные  спектакли, есть классика, а есть и умные развлечения  типа «Ключа…».

- Комедии – ваше любимое дело?

- Комедии – знак современности,  примета времени, которое очень даже напрасно мы всегда только ругаем. Были времена, когда в комедиях высокие чиновники, власти видели нечто подозрительное. Непонятное. Несоветское. И не одобряли  комедии в репертуаре театров. А я – не поймите, что я бахвалюсь! – люблю умный смех,  и в этом смысле понимаю свою задачу  в комических постановках. Комедия- удел свободных!

-   Наталья Салес, актриса, которая играет в Калиниградском театре и Кручинину в «Без вины виноватых» Островского, и Хэрриет в «Ключе…» - ваша жена?

- Да, эта красавица моя четвертая  супруга.

У меня от моих браков хорошие  дети, четверо сыновей.  И со всеми  женами я дружу! Вторая моя жена  - мой любимый художник по костюмам. Коллега и соратник. Умею, значит, уходить – и оставаться. 

 - Вы – дипломат, умеете делать людей своими партнерами, друзьями? Всех, всегда?

- Я умею делать спектакли,  умею жить в семье, умею понимать  людей. И это уже кое-что. А со всем миром

дружить нельзя, это еще ни у  кого не вышло.

- Такая вещь, как антисемитизм, вами была испытана на себе?

- Никогда! Этого не было –  или мне так повезло. В моих  театрах – а их было немало! – ничего подобного замечено не было. Я уезжал не из-за антисемитизма,  да и как можно уезжать из-за того, чего ты не испытал на себе? В 36 лет я был заслуженным артистом России, в 46 – народным.

- Почему тогда вы все же уезжали?

- На то были глубоко семейные  причины. Все из семьи. Театр ни при чем. Я ведь всю жизнь был с отчеством Абрамович – и не собирался его менять.

- Россия, театр в России сейчас  иные? В  чем вы видите принципиальные  изменения?

- Страна другая, другой  у нее  театр. В СССР театр рассматривали,  как аптеку. Пришел в зал –  получи рецепт. А теперь иное. Можно ставить на сцене проблемы, не мнимые, не  надуманные. Если работать  нормально, не хулиганить, не извращаться, не стремиться эпатировать, театр будет живым и важным искусством для зрителя. 

- Что мешает театру в России?

- Погоня за дешевыми новациями!   Великие традиции русского театра, великие обретения русской сцены  сейчас многие сдают в утиль. Авангард заполонил подмостки. Авангард правит бал! Идея спрятана  под слоем не всегда обоснованных приемов. К слову, вы тоже можете это видеть, ведь в Израиле всегда,  традиционно бывает множество гастролеров. И далеко не всегда они демонстрируют высокое  качество.

– Да, это беда…

- Я знаю эту ситуацию. Помню  свои израильские театральные  впечатления. На моей памяти разве что только МХТ отработал достойно…Все прочие же нет. И я не хочу, чтобы нас восприняли, как очередной налет бессовестных искателей легкого хлеба. Я со всей ответственностью отношусь к нашим израильским гастролям. Фестиваль «Театральный дивертисмент», в рамках которого мы  приезжаем,  это грандиозно, это прекрасный путь открытия  умной, требовательной, взыскательной публике истинного лица театра России. Ведь часто именно периферия противостоит не самым лучшим веяниям, пышно разрекламированной  столичной халтуре…

- Столица – еще не знак качества, не гарантия…

- Нахон!

Я тихо посмеиваюсь: Салес  не забыл иврит – хорошо…

-  В Калининграде вы получили жилье, вам дали квартиру?

- Служебную. Но весьма удобную  и достойную. Все хорошо.

- Как бы себя, господин Салес, могли бы кратко охарактеризовать?

Кто он, Михаил Салес?

Его голос звучит грустно, но сквозь улыбку:

 - Больной человек. Абсолютно больной. Театр – это диагноз.

- Удачи вам – и не выздоравливайте, не  уходите  от своей высокой болезни, театр – прекрасный диагноз, всем бы хоть частичку этого счастья…

Инна Шейхатович

Спектакль Калининградского  театра «Ключ для двоих» в  постановке Михаила Салеса будет показан 13 июня в Тель-Авиве ( зал «Анис»),  14 июня в Ришон ле-Ционе ( «Мофет»), 15 июня в Ашдоде ( матнас «Дюна»), 16 июня в Ариэле ( «Гейхал А-Тарбут»).  

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03