Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Карман

А
А

Игорь Бутман: «Мне не поможет, что меня любит Билл Клинтон»

В Израиль всего на два концерта вновь приезжает легендарный российский саксофонист Игорь Бутман. Представлять его особо не надо, но как не повторить с удовольствием что он — один из известнейших саксофонистов, композитор, лауреат Государственной премии Ро

23.05.2012
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

В конце этой недели в Израиль всего на два концерта – в клубе Раппопорт в Хайфе и в клубе Заппа в Телль-Авиве - вновь приезжает легендарный российский саксофонист Игорь Бутман. Представлять его особо не надо, но как не повторить с удовольствием что он — один из известнейших саксофонистов, композитор, лауреат Государственной премии России, организатор международных джазовых фестивалей, самый известный джазовый «бренд» сегодняшней России и одновременно самый известный джазмен российского происхождения за пределами России, в том числе и в США. Для него дело чести выступить перед настоящей израильской джазовой публикой, ну а нам, израильским любителям джаза, невероятно везет, что он приезжает к нам. 

- Здравствуйте, уважаемый Игорь! Вы уже упаковали чемодан в Израиль?

- Да, и счастлив! (смеется). 

- Вы выступали у нас в Израиле с концертами в зале под открытым небом, сейчас будете выступать в элитном клубе. Как вы считаете, как лучше звучит джаз – в закрытом клубе или на открытом воздухе?

- Хороший джаз звучит хорошо везде. В каждом концертном зале царит своя неповторимая атмосфера. В Карнеги-холл она одна, в фестивальном зале Сочи – другая… Я, к примеру, выступал в Австрии в городе Китцбюэль на открытом стадионе с биг-бэндом, а после нас играл Карлос Сантана. Там было тысяч семь человек, и нас прекрасно принимали. А до этого я выступал в одном из клубов Мюнхена, в котором было, ну, человек, наверное, 70. И там тоже было очень душевно. 

- Вы представите израильтянам новую программу. Что именно нового мы услышим?

- Во-первых – новый хороший дуэт. Меня пригласил сыграть с ним в Израиле известный израильский джазмен, перкуссионист Дорон Рафаэли, с которым мы несколько раз вместе играли на различных джазовых фестивалях в России. Именно на этих фестивалях возникла идея новой программы, которая будет впервые полностью исполнена в Израиле. У нас будет очень интересная программа. (Дорон Рафаэли – композитор, аранжировщик, барабанщик и перкуссионист. Играть он начал в возрасте 15 лет. Далее – длинный путь, включая учебу в Иерусалимской академии музыки и в США, игру в джазовых американских составах, увлечение латинской музыкой и этническим джазом, запись десятков альбомов. Дорон Рафаэли руководит известным ансамблем «Тарарам», регулярно концертирующим и получившим признание за рубежом. Трио Рафаэли – это блистательный состав из израильских джазменов-виртуозов, в который Бутман влился совершенно органично. И вот теперь израильских слушателей ожидает настоящий подарок – новая уникальная программа, которую специально для них подготовил российский легендарный саксофонист вместе со своими израильскими коллегами – М.Х.).

- Как вам нравится фильм «Мы из джаза»? Можете ли вы сказать, что он – и о вас?

- Фильм мне очень нравится, но сказать, что это обо мне – нет. Этот фильм – о годах, когда джаз пришел в Советский Союз. Музыканты тогда только нащупывали этот стиль, не знали, как его играть. Так что фильм, и особенно музыку из него, я очень люблю, но ко мне, наверное, больше имеют отношение биографические фильмы о Бэне Гудмене, или Глене Миллере, или Чарли Паркере. 

- Вы были очень юным человеком, когда раз и навсегда выбрали джаз в общем и саксофон в частности. Вы ведь не попали во времена, когда джаз считался вражеским искусством, а за саксофон могли и посадить?

- Когда я начинал, джаз давно уже не был запрещен, наоборот - уже были джазовые отделения в музыкальных училищах. Так что я попал в джаз в удачное время. 

- Биг-бэнд, который вы создали 10 лет назад, считается лучшим в России. Какой вы знаете секрет создания лучших?

- Секрета особого нет: надо взять самых лучших музыкантов и аранжировщиков (выдающимся джазовым аранжировщиком был Анатолий Кролл, который играл в замечательном оркестре Эдди Рознера) и - репетировать, давать возможность всем музыкантам проявить себя. Надо сделать так, чтобы люди, от которых зависит концертная деятельность, поверили в ваш оркестр – а в такой оркестр несложно поверить, потому что в нем играют лучшие музыканты - и получится лучший биг-бэнд России. Все очень просто. 

- Вам доводилось играть перед самой разной публикой, в том числе и перед Президентами - в частности, на встрече Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Москве. Известно, что последний – саксофонист. Вам его игру слышать доводилось? Как вы оцениваете его класс?

- Билл Клинтон для любителя-Президента-саксофониста играет… Он знает джазовые стандарты, может импровизировать, но… Музыка – она требует  много времени. Не всегда у Президента его хватало, но для любителя он играет очень хорошо! 

- …Тогдашний начальник охраны Ельцина вам сказал перед выступлением: «Плохо сыграешь – пристрелю». Вы потом говорили, что вам это даже понравилось?

- Ну, вы понимаете, это, может быть, не самая «уклюжая» шутка, но в принципе ответственность была большая. Это был официальный прием, и специально доставили саксофониста… В общем, люди, которые это готовили, они не очень разбирались в джазе, поэтому и для них это тоже была большая ответственность, и поэтому была сказана такая неловкая шутка. Но мне кажется, принцип правильный: мы должны играть так, что если мы сыграем плохо, то нас «расстреляют». 

- Это, мне кажется, ваш девиз по жизни: нельзя играть плохо!

- В принципе – да. 

- Тот же Билл Клинтон прилюдно признался, что вы – его любимый саксофонист. Льстит ли вам это?

- Ну, мне это приятно. И это высокая оценка. Но творческий процесс на этом не останавливается. И жизнь. Если бы у меня была цель – получить похвалу сильного мира сего – то, конечно же, жизнь удалась. А мне надо приехать и 25-26 мая выступить в Израиле. И выступить хорошо. А если я сыграю плохо, то мне не поможет, что меня любит Билл Клинтон… 

- Вы всегда играете хорошо. Я просто не знаю случаев, когда бы вы играли плохо!

- Ну, для этого и приходится тренироваться, заниматься, репетировать… 

- Джаз – любовь широкого круга ограниченных товарищей, то есть я хочу сказать, что армия поклонников джаза по количеству не может равняться с армией, скажем, фанатов Ледникового периода. Вы свою популярность в джазе зарабатывали несколько десятков лет, но она не может сравниться с популярностью, которую вы завоевали как участник этого телепроекта за какие-то несколько месяцев. Не обидно ли, что то, на что вы потратили десятки лет, было во много раз перекрыто за несколько месяцев?

- Я вам честно скажу – непростое это дело - кататься на коньках. Не обидно ли, что именно таким путем ко мне пришла всенародная любовь? В любом случае, она пришла потому, что я и мои товарищи по Ледниковому периоду сделали что-то очень хорошо. Это было смешно, трогательно, красиво… Это было шоу, а мы были в нем артистами! И как артисты радовались этому успеху. А то, что я продолжал заниматься музыкой в этот момент – это меня  успокаивает и примиряет с тем, что такой армии поклонников, как у Ледникового периода, у джаза нет.

Потом, была бы сила воли у телевизионщиков – может быть, они могли бы давать джазовые концерты по телевидению чаще? Но так как им нужна сиюминутная гарантия успеха, то они на это не идут. Но мне не обидно, я же с самого начала знал, чем буду заниматься. Я и дальше буду играть джаз, кататься на коньках и стараться все, что я делаю, делать хорошо.

Есть и преимущества моего участия в Ледниковом периоде – услышали о джазе, услышали обо мне, и многие вещи, которые раньше не получались, сейчас начали получаться. Все-таки я хочу, чтобы на джаз приходило много людей, и чтобы они получали удовольствие от нашего мастерства, от нашего драйва, от фантазии, виртуозности, импровизации! 

- Мы не сомневаемся – получим! Спасибо вам! Приезжайте, мы вас ждем и любим!

- Спасибо!

Полина Лимперт, Маша Хинич

Фото предоставлено продюсером концерта Auris Media

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03