Читайте также
Увы, никому из ныне живущих не довелось ни слышать, ни лицезреть великого скрипача всех времен и народов, «Демона скрипки, извлекающего из инструмента ангельскую музыку» Никколо Паганини. До нас дошли только ноты и скрипки великого итальянца. Дух Паганини, его виртуозную технику, магию его волшебных произведений способны воспроизвести только избранные. Среди этих немногих – известный скрипач Сергей Стадлер, единственный музыкант в мире, дважды удостоенный чести играть на скрипках знаменитого генуэзца. Ближайшие концерты "русского Паганини", которые состоятся в Израиле с 27 апреля по 5 мая, - пусть редкая, но реальная возможность услышать этого выдающегося исполнителя современности и звучание его редкой и драгоценной скрипки.
Колыбель таланта
Как утверждают критики, и Паганини, и Стадлер вошли в историю мировой музыки как истинные виртуозы и в высшей степени яркие творческие индивидуальности, исполнительская техника которых основывалась на оригинальных технических приемах, исполняемых с непогрешимой чистотой и уверенностью.
Как и Никколо Паганини, Сергей Стадлер оказался самым талантливым ребенком в семье. Оба они начали заниматься музыкой с 5 лет, причем у обоих музыкантов скрипка была не первым инструментом в их музыкальной биографии. Маленького Никколо отец, владелец небольшой лавки мандолин, поначалу обучал игре именно на этом инструменте, и только потом – на скрипке. Юного Сергея Стадлера учила сначала на рояле его мама - пианистка Маргарита Панкова, а затем на скрипке - его отец, музыкант Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Валентин Стадлер.
Пребывая в нежном возрасте оба исполнителя - и Паганини, и Стадлер - дали свои первые концерты, во время которых и одному, и другому удалось поразить взрослую аудиторию детской непосредственностью и "недетским" владением инструментом. Как еще раз доказывает история, для таланта нет возраста, эпохи и географических ограничений.
Секрет двух мастеров
Непревзойденный успех обоих скрипачей - и Паганини, и Стадлера - лежит не только в их глубоком музыкальном даровании, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте исполняемых ими труднейших пассажей, в применяемых ими новых горизонтах скрипичной техники. Стадлеру, чтобы доказать всему миру свой статус и уровень, пришлось выиграть несколько престижных музыкальных конкурсов. Во времена Паганини конкурсов не было, однако его гений признавали все – и видные музыканты, и рядовые слушатели, оглушенные силой его таланта. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка - все это и сейчас, и тогда приводило в изумление публику, которой посчастливилось побывать на концертах Паганини и Стадлера. Безусловно, оба мастера заслуженно вошли в пантеон виртуозов, основывающих свою игру на оригинальных технических приемах, исполняемых с непогрешимой чистотой и уверенностью.
Ты плачешь, скрипка Паганини
Как известно, Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери и Амати. Одну из них работы Гварнери - самую замечательную, самую известную и наиболее любимую, которую сам Маэстро называл "Пушка", Паганини завещал родной Генуе. Этот уникальный инструмент до сих пор хранится в специальной стеклянной колбе и извлекается из нее только по особым случаям для особо выдающихся музыкантов. Единственным скрипачом мира, который в течение двух вечеров дарил миру свое искусство на этом особенном инструменте, стал именно Сергей Стадлер. Подобным фрагментом своей творческой биографии не может похвастаться ни один скрипач в мире. Лучшие играли на "Пушке" всего лишь 10-15 минут. Об этом неординарном событии был снят фильм "Скрипка Паганини в Эрмитаже", выдвигавшийся на соискание главного приза телевизионных фестивалей в Каннах, Праге, Мотре, Лионе. "Конечно, струнные инструменты помнят своих владельцев, особенно тех, которые их любили! – говорит об этой скрипке Сергей Стадлер – вдохновитель и организатор Международного конкурса скрипачей имени Никколо Паганини. Для Паганини эта скрипка была достаточно молодой - она всего на 40 лет его старше. Конечно, она любит и помнит только его. И она приносит с собой это знание. Я играл на этой скрипке 24 каприса Паганини и еще один огромный его концерт с оркестром не так, как хотелось мне, а так, как хотелось ей. После того, как я отыграл те концерты, я понял, как игралось Паганини".
Не так давно Стадлеру довелось сыграть еще на одной скрипке Паганини. На заключительном концерте лауреатов и членов жюри III Московского международного конкурса скрипачей им. Паганини в Большом зале Московской консерватории в умелых руках Стадлера грустила и пела скрипка работы мастера Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, приобретенная на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 1,1 миллиона долларов председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максимом Викторовым. На двух скрипках Паганини, кроме его самого, больше в мире не играл никто!
Юбилейные концерты Сергея Стадлера, организованные компанией "Жемчужины классической музыки", пройдут 27 и 28 апреля, а также 4 и 5 мая в Иерусалиме и Хайфе. Под сводами церквей Августы Виктории (Иерусалим) и Святого Иоанна (Хайфа), известных своей глубокой насыщенной акустикой, ценители серьезного искусства смогут послушать грандиозные произведения великих композиторов, оценить звучание редкой трехсотлетней скрипки тона работы Джованни Баттиста Гваданьини 1782 года и насладиться исполнительским мастерством выдающегося скрипача Сергея Стадлера.
Концерты Сергея Стадлера 27 и 28 апреля в кассе "Афиша"
Концерты Сергея Стадлера 4 и 5 мая в кассе "Афиша"