Проект "Линия жизни. Израиль» представляет спектакль "Как это делалось в Одессе" по мотивам "Одесских рассказов" Исаака Бабеля, премьера которого состоялась в июне минувшего года в лондонском театре The Tabernacle – при содействии о лектория Arbuzz Project и фонда "Генезис". Единственное представление в Тель-Авиве – 6 июля в центре Сюзан Далаль.
"Одесская" проза Бабеля – это в сущности поэзия. Поэзия пышных застолий и кровавых разборок, артистического шантажа и страстной любви. Благородные бандиты и живописные лавочники, красные и белые, традиционные устои и ветры революции, евреи и остальные граждане…
Спектакль "Как это делалось в Одессе", создан двумя актерами: Евгением Цыгановым и Дмитрием Высоцким, а их партнерами по сцене выступают композитор и музыкант Михаил Химаков и Дина Бердникова – актриса и основатель проекта Arbuzz.
«Как это делалось в Одессе» – не просто спектакль. В нем воссоздана атмосфера дореволюционной Одессы: декорации, мастерство актеров, а также оригинальная игрой света и тени, показом фотографий того времени, проецируемых на большой экран. Особое место в этой необычной постановке принадлежит музыке, которая становится полноправным партнером: так, минуту назад игравший контрабас превращается труп человека, убитого при очередном налете, а король одесских налетчиков Беня Крик исполняет под гитару знаменитую песню тех времен "Лимончики". Напомним, что "Одесские рассказы" повествуют о банде налетчиков, живших в еврейском районе Молдаванка, где родился и вырос сам автор. Их главарь Беня Крик, прототипом которого, по мнению историков, стал Мишка Япончик – противоречивый и трогательный образ, ловкач и романтик кровавых времен, который пользуется и сегодня огромной любовью читателей.
Однако куда более сильное впечатление на советскую власть произвел другой сборник Бабеля, "Конармия", откровенно противоречивший революционной пропаганде того времени и героическим мифам о всадниках революции. В числе врагов писателя оказался один из главных советских военачальников - маршал Семен Буденный, который в статье "Бабизм Бабеля", опубликованной журналом "Красная новь", назвал его "дегенератом от литературы".
Конец писателя был куда более трагичен, чем у его героев: в 1939 году Бабеля арестовали, обвинили в шпионаже, жестоко пытали и вынудили признать эти нелепые обвинения. Его приговорили к высшей мере наказания, и расстрельный список, где фигурировало имя Бабеля, подписал лично Сталин.
Прах писателя покоится в общей могиле на Донском кладбище, а литературное наследие репрессированного разделило его судьбу: с 1939-го по 1955 годы имя Бабеля было изъято из советской литературы, и реабилитировано лишь в период оттепели – благодаря усилиям Константина Паустовского. В 1957 году вышел в свет его сборник "Избранное" с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы. Тексты этого сборника, тем не менее, были подвергнуты жесткой цензуре, и лишь когда советская эпоха ушла в прошлое, массовый читатель смог в полной мере оценить уникальную, яркую и живописную прозу Бабеля.
"Дима Высоцкий из Театра на Таганке - прекрасный актер, и это было великое счастье, что он загорелся нашей идеей. Изначально мы говорили о читке на двоих, но затем Дима привел своего давнего друга Женю Цыганова и музыканта Мишу Химакова, а также сценического художника Сашу Дашевскую, с которой они вместе работают в Мастерской Петра Фоменко – и у нас получился настоящий музыкальный спектакль: Женя играет на гитаре, Дима – на флейте и на трубе, я – на бубне, а Химаков на контрабасе. Сейчас этот спектакль подрос, окреп, в чем-то переоформился, в чем-то полностью изменился, а в чем-то остался ровно таким же, но с более глубокими нотками", - рассказывает живущая в Лондоне Дина Бердникова.
Звезда этого проекта - Евгений Цыганов, которого называют самым загадочным и демоническим актером российского кино. Евгений Цыганов родился в семье научных работников, рос вполне обычным ребенком и посещал музыкальную школу по классу фортепиано – без всякого, как он не раз отмечал, удовольствия. Но в мире нет случайностей – именно там его заметил некий режиссер и решил попробовать мальчика в спектакле. Так, в девять лет Евгений оказался в театре на Таганке, где проработал четыре года, играя во всех спектаклях, где были детские роли. В 1996 году юноша, имеющий за плечами серьезный сценический опыт, поступил в училище имени Щукина и по окончании был принят в труппу московского театра Мастерская Петра Фоменко – "не приходя в сознание", как шутит сегодня Цыганов.
Читайте также
- Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес. Нужно ли что-то добавлять?
- КиноЛето 2019 в Израиле: шедевры мировой киноиндустрии на экранах кинотеатров!
- Дима Зицер: Мы любовью называем наше раздражение и крик
- Новый фильм Алексея Германа-младшего в кинотеатрах Израиля
- Два вечера: Антон Долин и Ларс фон Триер
Первый раз на съемочной площадке Цыганов оказался с подачи известного режиссера Юрия Грымова, который доверил 22-летнему дебютанту роль в фильме "Коллекционер". Следующей работой стала роль в картине "Займемся любовью", за которую Цыганов получил свою первую премию на "Кинотавре", а за ней последовали картины "Космос как предчувствие", "Питер FM", "Оттепель", "Битва за Севастополь". Телезрителям Цыганов известен по сериалу "Дети Арбата", где его партнершей была блистательная Чулпан Хаматова.
В 2015-2016 гг. Евгений Цыганов участвует в благотворительном спектакле «Прикасаемые» с участием слепоглухих и зрячеслышащих актеров.
В 2010 году в рамках проекта телеканала «Звезда» «9 мая. Личное отношение» как кинорежиссёр снял новеллу «Случайный вальс».
В 2014 году Евгений Цыганов впервые выступил в качестве театрального режиссёра, поставив спектакль «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной в Мастерской Фоменко, где также сыграл одну из ролей и выступил в качестве музыканта.
С 1993 года по 1997 год играл в рок-группе «А. S.», затем Евгений Цыганов с приятелем создали новую группу «Гренки», которая активно выступала в музыкальных клубах, выпустила один альбом и распалась к 2004 году. Сегодня вместе с музыкантами Андреем Муравкиным и Михаилом Химаковым играет альтернативный рок в группе «Пока прёт».
Спектакль "Как это делалось в Одессе".
Тель-Авив, пятница, 6 июля 2018 года, Центр Сузан Далаль, начало в 20:30
Подробности и заказ билетов - здесь
Страница проекта «Линия жизни. Израиль» в фейсбуке - здесь
Фотографии (© Ольга Шибико) предоставлены продюсером проекта «Линия жизни. Израиль».