Zahav.КарманZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+7

Карман

А
А

Что общего у Бени Крика и Раймонда Паулса?

Мюзикл Рижского русского театра по мотивам «Одесских рассказов» Бабеля на музыку Раймонда Паулса «Одесса, город колдовской...», который в марте приедет в Израиль, объединил две культурные легенды XX века.

26.01.2012
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Мюзикл Рижского русского театра по мотивам «Одесских рассказов» Бабеля на музыку Раймонда Паулса «Одесса, город колдовской...», который в марте приедет в Израиль, объединил две культурные легенды XX века: Беню Крика и Раймонда Паулса. Задавшись вопросом, почему Маэстро обратился к Одессе времен Бени Крика, мы неожиданно обнаружили много общего между этими такими разными, но в то же время во многом схожими принципиальными романтиками.

Король  одесских улиц и Король легкой музыки

«Одесса, город  колдовской...»  - мюзикл с участием двух Королей: на сцене мы видим благородного защитника слабых и обездоленных Беню Крика по прозвищу Король, а мелодия, которую мы слышим, принадлежит Королю легкой музыки Раймонду Паулсу, которого почтительно и с любовью величают Маэстро. Королевский титул – вот первое сходство этих людей.

Нищие принцы

Оба будущих короля начинали свой путь к короне отнюдь не в достатке и роскоши.

Отец Бенциона, известный на всю Молдаванку биндюжник, видя, что сын не расположен к наукам, определил его в электрики завода "Анатра". Быть электриком Бене не понравилось. Он чувствовал, что на пути, куда его толкал отец, славу обрести невозможно. Мир не знает великих электриков. Поэтому с электричеством пришлось расстаться.

Родившийся в  Риге в семье стеклодува и вышивальщицы жемчугом будущий Маэстро при  рождении тоже получил двойное имя - Ояр-Раймонд. Страсть к музыке передалась ему по наследству – его отец играл на ударных в оркестре. Он мечтал обучить сына игре на скрипке, но преподаватель в музыкальной школе был категоричен: "У мальчика нет таланта". Тогда Раймонд выбрал фортепиано. Свою концертную деятельность он начал в 15 лет, когда талантливого подростка пригласили играть во взрослый джаз-бэнд. Собираясь на танцы, музыканты писали расписку его отцу: "Взяли Ояра. Вернем утром"…

Люди обаяния и таланта

Беня - персонаж безмерно обаятельный. Он - плоть от плоти бабелевской Одессы, города поэзии. Сам Крик тоже поэт. Для него «дело» - это форма творчества. Его привлекает не столько нажива, сколько слава: недаром Беню так влечет титул Короля Одессы.

Еще в юности Крик понимал, что способен сделать налет художественным жанром, революционной формой искусства. Первым громим и безусловно, творческим "делом" Бенциона стало… ограбление одесского варьете "Мон амур", чей репертуар, по его мнению, "требовал обновления".

Будущий король легкой музыки Раймонд Паулс получил всесоюзную славу, сочинив песни "Синий лен" и "Листья желтые". Успех закрепили хиты на все времена "Подберу музыку", "Танец на барабане" и другие. Огромный успех сопутствовал творческому союзу Маэстро и Аллы Пугачевой: всему Советскому Союзу были известны песни "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня". Композитор также работал с Валерием Леонтьевым и Лаймой Вайкуле, его песни стали хитами, а сам он - звездой, покорившей зрителей обаянием невозмутимости. 

Разносторонние дарования

Беня Крик всегда с уважением и пиететом относился к людям творческих профессий, талантам большой сцены и большой дороги. "Творческий человек может идти по Одессе в любое время суток с гордо поднятой головой", - декларировал Король, отчитывая рядовой преступный элемент за дерзкое ограбление Шаляпина.

Даже когда  Беня решил покончить с бандитским прошлым и начать сотрудничество с большевиками, он сделал это творчески. В начале лета 1919 года Красная Армия пополнилась необычным подразделением. Боевой состав нового советского полка во главе с красным командиром Беней Криком составляли три тысячи профессиональных налетчиков. На боевом знамени было крупно вышито: "54-й советский железный полк имени мамаши Мозес". Не было в те дни в Одессе зрелища живописнее, чем дефилировавшие по улицам бандиты-красноармейцы, за которыми следовали два еврейских оркестра с Молдаванки.

Иными путями развивался талант Паулса. Будучи известным композитором, однажды он почувствовал, что способен на большее. В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а в 1989-м - народным депутатом СССР. В том же году он возглавил министерство культуры Латвии. А с 1993 по 1998 год состоял советником по вопросам культуры при Президенте Латвии. В 1997 году Маэстро удостаивают почетной награды датского королевства - ордена Полярной Звезды I степени. 

Одесса-мама

В Одессе его называли "золотым дитем" "жемчужины у моря", Робин Гудом, королем бандитов. Он любил свой город и вошел в его историю, как Дюк, "Гамбринус" и Дерибасовская. Превосходный артист, мастер эпатажа и перевоплощения Беня Крик всегда тяготел к масштабным постановкам – будь то рядовой налет, свадьба или похороны. И если бы смутные времена не сделали из него бандита, его талант вполне мог воплотиться на большой сцене. Склонный к театральности, он, возможно, даже об этом мечтал.

Но то что  не удалось одному Королю, удалось  другому – "наполовину одесситу" Раймонду Паулсу. Женившись однажды на одесситке, Раймонд всегда испытывал интерес к колориту этого неповторимого города. И именно благодаря его композиторскому таланту Беня Крик таки вышел на большую сцену! Король одесских улиц стал главным героем масштабного спектакля Рижского русского драматического театра "Одесса, город колдовской...", поставленного по "Одесским рассказам" Бабеля на музыку, написанную Раймондом Паулсом. В спектакле, уже отмеченном театральной премией, задействован почти весь актерский состав Рижского русского театра – а это 39 актеров, а песни из мюзикла были отдельно изданы на CD, моментально ставшем бестселлером.

Спектакли Рижского русского театра "Одесса, город колдовской..." по мотивам "Одесских рассказов" Исаака Бабеля на музыку Раймонда Паулса состоятся:

13 марта, в  вторник, в 20.00 – в Ашдоде (аудиториум "Рами Наим")

14 марта, в  среду, в 20.00 – в Беэр-Шеве ("Гехал  ха-Тарбут" Гистадрута)

15 и 16 марта,  в четверг и пятницу, в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр "Гешер", зал "Нога")

17 марта, в  субботу, в 20.00 – в Хайфе  ("Аудиториум")

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03