Zahav.КарманZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Карман

А
А

Бах и мини-опера о рекламе кофе в 18-м веке

«Только Бах» - так назвал оркестр Barrocade свой заключительный зимний концерт в церкви Кирьят-Яарим в Абу-Гош, в программу которого включено первое музыкальное сочинение, посвященное кофе.

18.03.2015
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

«Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!»

«Кофейная кантата» 

«Только Бах» - так назвал оркестр Barrocade свой заключительный зимний концерт в церкви Кирьят-Яарим в Абу-Гош, в программу которого включено первое музыкальное сочинение, посвященное кофе.

Израильский оркестр барочной музыки Barrocade даст 28 марта последний зимний концерт нынешнего сезона – заключительный концерт цикла «Музыкальная зима» перед уже 47-м фестивалем вокальной музыки, который пройдет в Абу-Гош в конце весны на Шавуот, с 22 по 24 мая. Ближайшей «баховской» программой 28 марта продирижирует эстонский скрипач и дирижер Андрес Мустонен, постоянно выступающей с оркестром Barrocade. Программа концерта полностью посвящена творчеству Баха. 

 Иоганн-Себастьян  Бах родился 21 (31 марта по новому  стилю) 1685 года. Его биография и  история его династии – увлекательнейшая  история музыкального развития  Европы, но в данном случае важно то, что Бах в своем творчестве обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. В программе концерта 28 марта - Бранденбургский концерт номер 6; Концерт для гобоя д’амур и «Кофейная кантата» (другое название по первым строчкам либретто – «Всем тихо, не болтать» - «Schweigt stille, plaudert nicht»), история создания которой весьма любопытна. 

С 1729 года Бах, уже шесть лет служивший в Лейпциге кантором церкви Святого Фомы, но по праву считавший себя «генералмузикдиректором» города, руководил оркестром с певцами-солистами, созданным из студентов Лейпцигского университета в 1702 году. Концерты обычно проходили раз в неделю в просторных залах городских кофеен, особенно часто - в кофейне Циммермана - Zimmermannsche Kaffeehaus. В этой кофейне Бах работал с 1729 года и время от времени по заказу его владельца писал музыку, исполняемую в кафе. Двухчасовые концерты в кофейном доме Циммермана пользовались большой популярностью у горожан. Для этих концертов Бах написал несколько светских кантат, в их числе - и «Кофейную кантату», возможно по заказу владельца кофейни. «Кофейная кантата» впервые была исполнена, по всей видимости, зимой 1732 года в той самой кофейне Циммермана под управлением самого Баха. 

Еще в 1727 году поэт Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици, 1700-1764), с которым Бах часто сотрудничал, написал новеллу, в которой подшучивал над повсеместно распространившейся страстью к кофе. Король Франции, рассказывал поэт, запретил употребление кофе в своей столице. После этого женщины стали умирать массами. Бедствие прекратилось только тогда, когда запрет был отменен. История также напоминает, что кофе в Центральную Европу попал в 1683 году после второй осады Вены турецкими войсками, когда среди трофеев был найден мешок с кофейными зернами. Вокруг кофе разгорелись нешуточные страсти. Против кофе выступила церковь, молодежи не позволяли посещать кофейни. Кофе пили украдкой, но со временем мода на кофе все больше распространялась, особенно среди женщин. Новелла (точнее - поэма) Пикандер была напечатана в «Серьезно-шуточных и сатирических стихотворениях Пикандера» в 1732 году. Тогда же Бах избрал ее в качестве либретто и вместе с Пикандером придумал образ Лизетты, которая пьет кофе круглые сутки. Кстати, так звали шестилетнюю дочку Баха. 

 

Содержание кантаты очень простое: старый Шлендриан (бас, Ретроград или Стародум, по-немецки Schlendrian - рутина, старый обычай) хочет отучить свою дочь Лизхен (сопрано) от кофе, к которому она не в меру пристрастилась. Напрасно Лизхен умоляет отца не быть столь строгим: она зачахнет без любимого напитка. Никакие уговоры отца не помогают. Лизхен ради кофе отказывается от прогулок, нарядов, развлечений. Лишь когда отец посулил ей мужа, строптивица соглашается не пить кофе, но с условием, что муж будет найден сегодня же. Шлендриан отправляется на его поиски, а Лизхен дает себе обещание не иметь дела с женихом, пока он не подпишет брачный контракт с условием разрешить жене пить кофе, когда она этого пожелает. Вот один куплет из «Кофейной кантаты» в переводе А. Шарапова 

«Эх, как вкус кофейный сладок!

Он милей тьмы поцелуев,

Мягче всех мускатных вин». 

Считается, что «Кофейная кантата» в какой-то степени является зародышем немецкой национальной комической оперы - зингшпиля, благодаря несложному сюжету, использованию народных интонаций и куплетных форм. В ней 10 номеров, арии чередуются с речитативами, а в последнем завершающем кантату номере солисты объединяются. Эта мини-опера - единственная опера в творчестве Баха. А кофе был и остается темой не только кантат, но и шуток. Кстати, кофейня Циммермана просуществовала до Второй мировой войны, когда была разрушена в результате бомбардировок.

В отличие от шутливой «Кофейной кантаты», Брандебургские концерты – одно из программных баховских сочинений. Знаменитый виолончелист Пабло Казальс называл Бранденбургские концерты «великой музыкой», известный немецкий музыковед и философ Арнольд Шеринг писал, что «Бранденбургские концерты - это симфонии начала 18-го века». Шесть Бранденбургских концертов считаются самым совершенным выражением баховского оркестрового стиля. В истории немецкой и мировой музыки роль Бранденбургских концертов огромна. Эта знаменитая серия написана была в Кётене, вероятно, около 1721 года для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского, в нотах которого и были найдены посмертно баховские партитуры с куртуазно-учтивым посвящением на французском языке. Бах послал ноты концертов в подарок маркграфу, надеясь на место придворного руководителя оркестра. Для этого он переписал концерты каллиграфическом почерком. Ответа Бах не получил, а рукопись пролежала в библиотеке маркграфа более 100 лет, пока не была случайно обнаружена и опубликована. Название, данное Бахом своему произведению, гласит: «Шесть концертов. С несколькими инструментами». При жизни композитора этот ныне прославленный opus, вероятно, так и не был исполнен. Автографы хранятся сегодня в Музыкальном отделе Берлинской государственной библиотеки. 

***** 

Barrocade - израильский оркестр, созданный в 2007 году и исполняющий в основном музыку эпохи барокко и ренессанса. "Коллектив" – так себя назвали молодые израильские музыканты, учившиеся за границей и стажировавшиеся в ведущих музыкальных академиях в области старинной музыки. Вернувшись в Израиль, они попытались придумать что-то необычное, новое и создали особый оркестр барочной музыки Barrocade, у которого нет дирижера, нет руководителя, а все решения – музыкальные, организационные, финансовые – принимаются сообща. Часть музыкантов Barrocade еще и сами строят инструменты для оркестра, являясь специалистами по воссозданию старинных струнных инструментов - виолы да-гамба, виолы д'амур, виолоне, лютни, теорбе, клавесинов и барочной гитары. Кроме того, музыканты Barrocade играют на флейтах, скрипке, гобое, трубе. С 2011 года к оркестру присоединилась и вокальная группа «Barrocade-вокал». 

Андрес Мустонен - известный эстонский скрипач и дирижер - один из пионеров исполнения старинной музыки в бывшем СССР. Он одинаково хорошо чувствует себя и на престижных классических сценах мира и в джазовых клубах. Впервые Мустонен побывал в Израиле в 1988-м, еще до установления дипломатических отношений между Израилем и СССР, приехав со своим ансамблем старинной музыки "Хортус музикус" ("Музыкальный сад"), который основал еще в студенческие годы. С тех пор Мустонен много раз бывал в Израиле - со своим ансамблем и в качестве солиста и в качестве приглашенного дирижера, дирижируя почти всеми местными оркестрами. Он принимал участие в Фестивале Израиля и в Эйлатском международном фестивале камерной музыки и руководит фестивалем «Таллинн - Тель-Авив». 

Оркестр Barrocade. «Только Бах». Абу-Гош, церковь Кирьят-Яарим, 28 марта 2015 года, суббота, 12-00.

Бах - Бранденбургский концерт номер 6; Концерт для гобоя д’амур; Кофейная кантата. Солисты: Яэла Авиталь – сопрано, Одед Райх – бас, Шай Карибус – гобой д’амур (альтовый гобой), Женевьев Бланшар – флейта, Изхар Кершон – чембало. Для заказа билетов: «Бимот» - *6226 или www.bimot.co.il, «Браво»

Сайт оркестра "Barrocade" 

Сайт фестиваля в Абу-Гош 

Фото: Пнина-Эвен Таль (предоставлено оркестром Barrocade). На фото - Яэла Авиталь и оркестр Barrocade

Маша Хинич