Zahav.КарманZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
N/A+25

Карман

А
А

Самый красивый скандал балетного искусства - на израильской сцене!

Современный образ Спартака во многом – плод усилий не столько историков, сколько литераторов, среди которых в первую очередь следует назвать Рафаэлло Джованьоли.

19.01.2015
Фото: пресс-служба

Восстание Спартака давно перестало быть просто одной страницей истории, как и его вождь, чье имя стало легендой и превратилось в сознании людей в символ освободительной борьбы. Современный образ Спартака во многом – плод усилий не столько историков, сколько литераторов, среди которых в первую очередь следует назвать Рафаэлло Джованьоли, писателя-гарибальдийца, окружившего жизнь Спартака героическим ореолом. 

В  середине февраля израильскую публику ждет поистине грандиозное зрелище: новая завораживающая постановка балета «Спартак» в исполнении легендарного Театра классического балета Касаткиной и Василёва. Спектакль на ставшую уже классической музыку Хачатуряна, объявленный критиками самым красивым скандалом балетного искусства XXI века, будет представлен в Беэр-Шеве, Хайфе, Иерусалиме и Тель-Авиве.  

Новая версия «Спартака» Касаткиной и Василёва - это, безусловно, классический, но вместе с тем и принципиально новый, по-на стоящему современный балетный спектакль с оригинальной хореографией. В основу новой трактовки ставшей легендой жизни невольника-гладиатора, отважного, страстного и отчаянного борца за свободу тысяч рабов – Спартака – легло переработанное либретто, основанное на книге Джованьоли и на подлинных исторических фактах.  

По словам Натальи Касаткиной,  процесс ее вживания в это произведение и формирования собственной версии балета «Спартак» начался почти 60 лет назад, с момента поступления артистки в Большой театр, когда в 1958 году первую версию «Спартака» ставил Игорь Моисеев. «Он посвящал  нас в историю Римской империи и сумел вызвать у меня живой интерес к этой теме, к истории жизни легендарного героя. Во второй версии Большого, автором хореографии которой стал Леонид Якобсон, - рассказывает хореограф, – я танцевала роль Фригии и моим Спартаком был Морис Лиепа, и вот тогда я влюбилась уже в музыку». 

Рассказывая о причинах, которые вдохновили ее и Владимира Васил ёва на создание нового прочтения музыки и самой истории Спартака и побудили включить в постановку свое личное видение античного мира, его религий и культов, Наталья Касаткина делится воспоминаниями об их дружбе со знаменитым композитором. В память о том, что Арам Хачатурян очень переживал из-за неполного использования всей написанной для балета музыки в последней редакции Большого театра, в год столетия со дня рождения композитора его друзья-хореографы сделали ему подарок, использовав в новой версии забытую музыку первой постановки «Спартака». «В советское время многие подробности истории Древнего Рима и его нравов были запрещены. В новой постановке мы позволили себе открыть ранее закрытые страницы», - добавила Наталья Касаткина.  

  «Спартак» в интерпретации Касаткиной и Василева – это одновременно, как отдающий дань традициям классический, так и по-настоящему современный балет. 300 потрясающих своей роскошью костюмов, шесть тонн уникальных декораций, игровое оружие, изготовленное на известнейшей ювелирной фабрике. Все для того чтобы показать по-особенному страстный стиль эпохи блистательного Рима, который сопровождается и неумолимо подчиняется великой музыке Арама Хачатуряна. Впервые в постановке нового «Спартака» использована музыка, написанная композитором для этого балета, но не звучавшая до сих пор в спектаклях других хореографов. Партитура этих фрагментов эксклюзивно предоставлена Касаткиной и Василеву наследниками автора балета.

Версия либретто и хореографии  «Спартака», который приезжает в Израиль, акцентирована на героической истории вожака легендарного восстания рабов, не побоявшегося слаженной военной машины Римской империи. При этом Касаткина и Василёв шокируют публику нововведениями: Рим в их версии развратен и сосредоточен в Колизее, подруга Спартака Фригия стала танцовщицей Аврелией, а наложница Красса Эгина - амазонкой Эвтибидой. Постановщики воссоздают стиль, настроение, трагическую, чувственную и даже эротическую атмосферу подходящей к своему логическому концу Римской империи.

Тело подчинено страсти, страсть подчинена свободе, откровенные  сцены сменяются боями, и когда на сцену врывается азартный и радостный Спартак, становится понятно, что все победы – и над врагами, и над женщинами – неизбежны, что бунтарь нуждается лишь в пьянящей свободе, а, значит, он обречен…

Хореографы также ввели сц ену, в которой Спартак обучает рабов ратным ремеслам, - яркую, эффектную и очень выигрышную, дающую возможность танцорам продемонстрировать все свою богатую и безупречную хореографическую технику.

Кстати, приемам аутентичного римского боя артистов балета о бучал профессиональный российский каскадер Александр Малышев. А вот о том, кто обучал иным приемам артисток, грациозно и волнующе исполняющих «Танец гадитанских дев», остается только догадываться! «Если вы не видели этот танец, вы ничего не знаете об эротике», - пишут видавшие виды театральные критики, бушевавшие после премьеры так же яростно, как и зал по окончании спектакля. В результате этот спектакль триумфально вошел в историю балетного искусства как самый красивый скандал начала XXI века.  

Неординарную, увлекательную и страстную хореографическую постановку «Спартак», в лучших римских традициях исполненную Театром классического балета Касаткиной и Василёва, в Израиле можно будет посмотреть в четырех городах: 

19 февраля, в четверг, в 20.00 - в Беэр-Шев е («Центр сценических искусств»);

20 февраля, в пятницу, в 21.00 - в Хайфе ( «Центр конгрессов»);

21 февраля, в  субботу, в 20.30 - в Иерусалиме (зал «Биньяней а-Ума»);

22 февраля, в воскресенье, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал  «Бейт а-Опера»).

23 февраля, в пон едельник, в 21.00 – в Тель-Авиве (зал «Бейт а-Опера»).  

Организатор гастролей балета «Спартак» в Израиле – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.   Билеты и информация в кассах :

  «Браво»  - *3221,

«Eventim»  - *9066 (Тель-Авив),

« Bimot » - *6226 (Иерусалим),

« Барак » -  04-8377777  ( Хайфа ) .

София Нимельштейн

Читайте также