Читайте также
- Эта круглая-круглая штука… «Солнечная история» театра DAVAI
- Энрико Масиас: «Вместе победим»
- Впервые в Израильской Опере: «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка
- «Кружок камерной музыки» - концерт в субботу, 13 апреля в музее «Тикотин» в Хайфе
- Оркестр «Симфонет Раанана». «Юбилей» - 9-й концерт абонементного сезона
Виктор Шендерович - фигура, несомненно, знаковая. Много лет его имя на слуху, а знаменитое «В деревне Гадюкино - дожди» стало известным мемом. Общественная деятельность Шендеровича вызывает неоднозначную реакцию, но он продолжает бороться с тем, что считает несправедливым и уродливым. Это создает ему неудобства, но Шендерович не сдается и не собирается изменить своей стороне баррикад.
В Израиле его хорошо знают и любят, предстоящие в ноябре гастроли Виктора Шендеровича обрадовали его по-прежнему многочисленных поклонников, и мы решили задать ему несколько вопросов
- Виктор Анатольевич, вы не выступали в Израиле несколько лет. С какими ожиданиями вы приезжаете в нашу страну?
- Израиль для меня уже давно - это полтора десятка друзей и сотни благодарных зрителей. С ними со всеми я и надеюсь встретиться снова.
- Чем отличается ваша новая программа от предыдущих?
- В некотором смысле - ничего общего! Программа «Анекдот сильней, чем Геродот» выросла из лекции, прочитанной мной однажды в Мичиганском университете - об истории противостояния русского вольного слова и рус ской цензуры. Тема оказалась удивительно широкой и многомерной; в нынешнем виде это, разумеется, не лекция, а три дюжины занимательных сюжетов: литературно-политические байки, эпиграммы и портреты, Замятин и Аверченко, Шварц, Булгаков и Эрдман против царской цензуры и советского Главлита. На десерт - советский и постсоветский ХХ век в частушках и политических анекдотах, от Ленина до Путина. Все это весьма информативно, немного страшновато и очень смешно.
- Вы много гастролируете и можете сравнить русскоязычную публику в различных странах зарубежья. Чем отличается израильская?
- Я бы не стал делить публику по географии. По крайней мере, моя публика - от Москвы до Тюмени и от Сиднея до Калифорнии - это, поверьте, очень похожие лица, и общий знаменатель в них не национальность, а количество и качество прочитанных книг.
- Виктор Анатольевич, вы уверены, что имена Эрдмана, Аверченко и других писателей, чьи произведения включены в программу, известны зрителям и вызовут отклик, на который вы рассчитываете?
- Я уже частично ответил на этот вопрос. Добавлю, что даже не сомневаюсь: в сегодняшнем Израиле живут тысячи людей, которым не надо объяснять, кто такой Аверченко…
- Насколько, по вашему мнению, русскоязычные израильтяне разбираются в происходящем на их бывшей родине? Ведь многие из них живут в Израиле более двух десятилетий, а если на вашу программу придут молодые зрители, которые выросли и даже родились в Израиле? У них совсем другие культурные коды…
- Если культурные коды не пересекаются, человек и не пр идет на мой концерт, и никаких обид с моей стороны тут быть не может, разумеется! Впрочем, во время последних моих американских гастролей в зале пару раз обнаруживались любопытствующие (и по преимуществу англоязычные) дети моих эмигрировавших ровесников: просто зашли посмотреть своими глазами на человека, про которого слышали от родителей. Это, конечно, уже немножко напоминало музей или зоопарк, но интерес был вполне взаимный!
- Писатели-сатирики вышли к публике в конце 80-х, некоторые из них, вы в том числе, стали настоящими эстрадными звездами. Прошло более четверти века, многое изменилось. Вы по-прежнему ощущаете потребность прямого общения со зрителями, или это дань привычке?
- Писатель с листочками у микрофона не должен тягаться с артистом; тут с овсем другие правила игры. Что до меня, я выхожу на сцену с удовольствием. Может быть, детонирует мое театральное прошлое, но, кроме того: эстрада - очень честное место! Ты должен взять внимание публики здесь и сейчас; твой успех (или твой провал) очевидны. Это еще немножко и спорт, конечно. Ну и, конечно, человеческое тепло, которое получаешь в обмен на свою работу немедленно - оно очень согревает.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем совместным с Владимиром Мирзоевым проекте «Петрушка».
С «Петрушкой» - вот какая петрушка получилась. Комедия с героем, прототипом которого являлся Путин, была написана в 2007 году, и еще в 2013 ее можно было играть в п ервоначальном виде. Но в 2014 году прототип вышел на новую злодейскую орбиту, и сейчас мы несколько адаптируем материал… Фильм будет - непременно!
- Российский Форбс назвал «Петрушку» самым успешным опытом краудфандинга. Что это и почему именно вам с Мирзоевым так повезло?
- Видимо, тут в одну точку сошлись интерес публики к нашим именам и желание увидеть полноценную сатиру на того, кто уже полтора десятилетия в России - объект лишь для панегириков.
- В Википедии ваша последняя книга датирована 2010 годом, у вас есть дальнейшие литературные планы?
- Википедия несколько приотстала от жизни; книги как раз выходят регулярно, и в Израиль я привезу совсем свеженькую: повесть «Соло на флейте», оформленную замечательными рисунками Дениса Лопатина. Это новое имя в мировой карикатуре - именно мировой, поверьте.
- Хотели бы вы вернуться на телевидение, где успешно работали много лет, и при каких обстоятельствах это может произойти? Это только внешние условия или внутренние тоже?
- Нет, обратно на телевид ение я не хочу, я им объелся и с удовольствием обитаю теперь за своим письменным столом. Что же до самой возможности моего появления на экране, то при Путине я могу появиться там только с титром «подонок» или «друг украинской хунты». 2014 год, конечно, добавил мне ощущений в этом смысле…
- Вас назвали «рыцарем непечатного образа». Насколько это определение справедливо? Кем вы сами себя считаете?
- Ну, это игра слов, не более… И не моя, разумеется. Мне нравится слово «литератор», оно полностью определяет мою профессию. А дальше начинаются важные подробности: публицист, прозаик, драматург... Мне, разумеется, нравится медленная писательская работа, «вдлинную», так сказать. Но и на злобу дня («утром в газете - вечером в куплете») иногда писали гениально. Тот же Аверченко показал, как это делается.
С 19 по 27 ноября Виктор Шендерович покажет свою новую программу «Анекдот сильней, чем Геродот» (19.11 - Ришон ле-Цион, 20.11 - Петах-Тиква, 21.11 - Беэр-Шева, 22.11 - Ариэль, 23.11 - Бат-Ям, 25.11 - Ашдод, 26.11 - Кармиэль и 27.11 - Нетания).
Дополнительная информация и заказ билетов на сайте кассы «Браво» http://www.bravo.maxi.co.il/announce/20047 и по телефону: 054-6444999
Справка:
Краудфандинг – (народное финансирование, от (англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет , чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить для различных целей.
Википедия
Интервью – компания EGOeast