Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Карман

А
А

Делфт - синий и белый

У многих семей дома есть расписной сине-белый фарфор – обычно гжельский, но у кого-то делфтский – тарелки, вазы, подносы, чашки, блюда, привезенные из Голландии или доставшиеся по наследству.

28.09.2014
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Выставка делфтского фарфора из израильских коллекций в Тель-Авивском музее искусств.

У многих семей дома есть расписной сине-белый фарфор – обычно гжельский, но у кого-то делфтский – тарелки, вазы, подносы, чашки, блюда, привезенные из Голландии или доставшиеся по наследству и бережно сохраненные во многих переездах. Или сувенирные фахтверковые расписанные в той же бело-синей гамме фарфоровые домики, которые все кому не лень (мне тоже было не лень) привозят из Голландии. Точнее – фаянсовые из города Делфт неподалеку от Гааги. Гжельский фарфор – потомок делфтского, его побочный сын. Бело-синяя гамма росписи изделий делфтских мастеров копировалась в России на фаянсовом заводе, основанном А. Гребенщиковым в 1724 году, а затем служила образцом для гжельских росписей. А сам делфтский фарфор-фаянс, ставший одним из символов Голландии - прямой наследник китайского фарфора, промышленного шпионажа 17 века, капризов клиентов, развития мореходства и международной торговли и даже взрыва пороховых складов в городе Делфт, что привело к ухудшению качества воды в 17-м веке – воды, на которой варилось пиво. Обо всем этом ведется рассказ в Тель-Авивском музее искусств на изящно-эстетской выставке-приключении "Делфт в сине-белом", где в сине-белом свете представлены 620 антикварных расписных изразцов, а также множество столовой и декоративной посуды из собраний израильских музеев, аукционов, галерей и немалого количества частных лиц (особо надо отметить коллекцию израильского художника Арье Ароха); вариации-пересказы в делфтском духе на темы наших реалий 11 современных израильских художников (Рафи Лави, Яир Гарбуз, Сигалит Цабари, Михаль Ровнер, Эстер Коэн, Леонид Балаклав, Исаак де Ланге и другие); старая живопись "в тему" и, конечно же, китайские вазы династии Мин, которые отличить от подобных делфтских 18 века или современных подделок можно только по пояснительным табличкам – но, возможно, таблички переставили?

Куратор выставки – д-р Дорон Лурье – знаток голландской живописи. Делфтский фарфор заинтересовал его очень давно благодаря картинам Вермеера - этот художник был родом из Делфта. В начале 17 века делфтским мастерам не хватало глины, и они были вынуждены ввозить ее и до 1640 года лишь десять гончаров имели право вступить в гильдию Святого Луки. Но вернемся на время к экологии: вода испортилась, пивоварни закрылись, а фаянсовые мануфактуры открылись и процветали до 19 века, пока в Европе делфтский белый фарфор не был вытеснен кремовым английским из Стаффордшира фабрики Джошуа Веджвуда. Сам же китайский бело-синий фарфор появился в Голландии в конце 16 века, доставляемый сначала португальскими, а затем и нидерландскими мореплавателями. Этот фарфор пользовался невероятным спросом, поэтому делфтские гончары начали имитировать популярный китайский фарфор. В середине 17 века торговля между Китаем и Европой приобретала все больший размах. В Делфте находилось одно из шести бюро Голландской Ост-Индийской компании, на кораблях которой привозился драгоценный китайский фарфор.

Перевозить столь популярный в Европе сине-белый фарфор из Китая было непросто по многим причинам. Одна из них – пираты. А теперь представьте, что пираты напали на корабль, а потом передали все награбленные сокровища Тель-Авивскому музею как раз для этой выставки, в центре которой – огромная витрина, наполненная вазами, посудой, утварью. В углу витрины притаился даже расписанный синими узорами не такой уж старинный фаянсовый унитаз, но не надо искать связь с Марселем Дюшампом, потому как начался знаменитый делфтский фарфор с еще более простых вещей – с глазурованных квадратиков размером 13 на 13 см, с изразцовых плиток, которые можно увидеть и на картинах Вермеера: ими выкладывали плинтуса – чтобы не портилась штукатурка от брызг воды при мытье пола - а потом стали выкладывать стены на кухнях и печи.

Китайский фарфор повлиял на стиль росписи делфтского, прямыми прародителями которого стали фламандская красноватая плитка и испанско-итальянская расписная майолика 15 века. Первые изразцы были разноцветными, а потом мастера стали рисовать синим на белом, изображая в кальвинистском восприятии библейские сюжеты (Давид с мечом в три раза его большим - знаете почему?), морские корабли и волны, навигационные инструменты и пейзажи, батальные сцены и модниц, ремесленников (особенно хорош мышелов) и играющих в скакалочку и мяч детей. Актуалия тех времен - чудища и виселицы также не забыты, равно как и бытовые сценки, коровы, мельницы и цветы. Отдельный стенд – изразцы из коллекции Арье Ароха, еще один стенд – испорченные, "подплавленные" изразцы, обожженные при неправильно установленной температуре печи: кобальт рисунка "поплыл" и эти пре-импрессионистские квадратики, случайно не выброшенный брак, стали ценными экспонатами.

А позже делфтские ленты и узоры перекинулись на цветочные декоративные вазы – франшизу китайских запутанных орнаментов, ценимую и раньше, а сейчас ставшую утонченным символом антикварного успеха тех фетишистов, кто успел приобрести настоящий старинный "делфт"для своих коллекций, демонстрируемых с гордостью и дрожью. Вазе вазе рознь: сейчас делфтский фарфор подделывается в Китае, история совершила очередной круг.

А история есть у каждого экспоната на этой выставке – в том числе и у сложенной из 12 изразцов вывески мясной лавки 19 века. После открытия выставки Дорону Лурье позвонила некая дама, рассказавшая, что у ее деда была мясная лавка в Голландии, вывеской для которой служила эта "наивная" фаянсовая картина с коровой, степенно выгуливаемой по главной улице города Зволле. Вы слышали о таком городе? Дорон Лурье не просто слышал: его мать во время Катастрофы пряталась у христианской семьи в этом городе.

Таких историй-совпадений на пути из Китай в Делфт немало – и все они сконцентрированы в двух залах Тель-Авивского музея, где двуцветной радугой сияет удивительный фарфор, для украшении которого долгое время использовались традиционные китайские мотивы. Китайские узоры плетутся по вазам, блюдам, чашам, салфеткам, переходят на стены, гипнотизируют частотой и волнами повторяемости. И восхищают…

Выставка "Делфт в сине-белом" (куратор – д-р Дорон Лурье) продлится до 1 ноября.

Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com

Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда, суббота - с 10.00 до 18.00; вторник, четверг - с 10.00 до 21.00, пятница - с 10.00 до 14.00.

Страница Тель-Авивского музея в фэйсбуке - https://www.facebook.com/tamuseum

Фото предоставлено отделом по связям с прессой Тель-Авивского музея искусств

Маша Хинич