Читайте также
Эта пьеса называется «Друзья друзей». Гилель Мительпункт, один из самых мастеровитых наших драматургов, придумал сюжетик про компанию друзей и всякие метаморфозы из их жизни. С пистолетом. И - все по Чехову, господа! - с выстрелом в финале. Эту историю про две супружеские пары, неудачную книгу, роковую любовь и стриптизершу господин Мительпункт сам и поставил в тель-авивском театре «Камерный». Странная, сдобренная доброй толикой крови и эротики, эта пьеса и похожа на то, что мы видели на сцене до сих пор - и разительно от всего отличается.
...Дори, писатель, который в жизни опубликовал только один роман, да и то не слишком удачный, получает предложение от лучшего друга: из провального романа можно сделать сериал. «Из плохих книг всегда получаются хорошие сериалы», - говорит этот самый Буси, друг и телевизионный продюсер, изготовитель мало духовных блюд на кухне массовых зрелищ. Буси сделал предложение - Дори задумался. А тут Буси и его жена Тули уезжают в Колумбию (они - любители экстремального туризма), и там их похищают. Консул сообщает об этом Дори и его жене Керен. Друзья в ужасе. Бросаются домой к Буси и Тули (благо, ключи у них есть - друзья же, самые близкие !). чтобы найти адрес буси- тулиной дочери, путешествующей по Австралии, и сообщить ей драматичные новости. А в квартире - уалла!- живут в отсутствие хозяев другие «лучшие друзья». Сладкая парочка, Замир и Лиззи. А Дори и Керен о таких и слухом не слыхивали. «Мы дружим тридцать лет - а вы откуда взялись?!», - негодует Дори. Выясняется, что с успешным продюсером Буси ( ах, как мне трудно даются эти « муси», «буси», «туси»...) как -то случился инцидент. В Беэр-Шеве. В гостинице. И офицер безопасности Замир спас Буси. После этого они стали друзьями. Буси и Тули скрывали от Дори и Керен наличие еще одной пары друзей. А когда эта «дружба на стороне раскрылась», пошли горькие обиды и злые сцены. А тут еще выяснилось, что у Керен, жены Дори, была с Буси интимная связь...Дори уходит из семьи. Керен злится. Тули не злится: она все знала с самого начала - и не ревновала. Ни чуточки. Сама она хотела соблазнить Дори - и все же не решилась. Если честно, то мой пересказ такой же нелепый, как и пьеса. Добавим к этому, что Замир влюблен в Лиззи, стриптизершу, которой он пообещал сделать ее жизнь иной. Открыть ей путь к сцене или телеэкрану. Для этого она тоже трудилась: спала с Буси (о, этот Буси просто сексуальный гигант какой-то ). Ближе к финалу Лиззи бросает Замира. Соблазняет Дори (писателя, который обязался из своего романа «Милосердие» сделать сценарий). В совершенно дикой сцене Дори красит своей новой пассии Лиззи ногти на ногах алым лаком... Замир, ослепленный ревностью и отчаянием, грозит ей пистолетом и заставляет исполнить стриптиз перед двумя парами друзей. А потом стреляет в себя....Уф, кажется, пересказала. Спектакль вышел с претензией. Этот поток пошлости и нелепости трудно смотреть. Хочется кричать «доколе» и «побойтесь Бога!». Хотя автор честно старался дать картину современного общества с его снобизмом и контрастами. Показать кромешный ад сегодняшней поп-культуры и мертвящую власть денег. Усталость живущих по инерции людей. Цинизм и бессмыслицу. Есть яркие реплики. Заметна и острая наблюдательность автора. Он знает о театре очень многое, умеет строить интригу, любит актеров. Кстати, об актерах. В роли писателя Дори мы увидели Гиля Франка. Темпераментного и убедительного. Странный этот человек, его герой. Он бьется в тихой истерике. Буравит неверную жену острым, как кинжал, взглядом. Сомнамбулически медленно принимает решения. Потом органически содержательно молчит. На театральную премию эта работа вполне потянет. А на любовь зрителей - сомнительно. Уж очень плох материал.
Беспомощна и зловредна Керен (Сара фон Шварце). Она не очень женственна. Носит свой медицинский халат с отвращением. Груба. Одномерна.
Зато Лимор Гольдштейн в роли Тули победно женственна. Эротична. Щеголяет модными нарядами и исповедует свободу в супружестве. Я уже говорила: она не ревнует мужа. И сама весьма лояльна в вопросах морали.
Моти Кац в роли Буси изворотлив и беспринципен. Не человек - карикатура. Плоско и банально выстроенная роль.
Дуду Нив - Замир более всех человек в этой компании. Поначалу лучезарно окрыленный. Уверенный в том, что судьба о нем, наконец-то, позаботилась. Влюбленный. Начал жить с чистого листа. Потом тучи сгустятся. Он станет желчным. Бессильным. Жестоким до абсурда. Будет грозить всем смертью. Властно отдавать приказы. И убьет себя. Будто предлагая ветреной Лиззи задуматься о его великой попранной любви...
Лиззи - как ее играет Ярден Браха - это не столько мысли и второй план, сколько ноги. Да оно, вероятно, так и задумано было... Что там у нас еще? Колумбия! Тени этой страны с ее жгучими тайнами и захватывающими приключениями (скажу, что похищение Буси и Тули в Колумбии было ми же и задумано - для развлечения) смешиваются с тенями родины. И плывут, плывут. Зал смеется. Возможно, кому-то даже смешно. Сценография выглядит скромненько (художник Бамби Фридман). Свет по Керен Гранек играет против пьесы. Музыка была собрана из кусочков и осколочков. Это в стиле всего спектакля. Осколки и тени.
«Друзья друзей» - стильный провал. Не верите? И не надо. У всякого творения есть поклонники. И в этом тоже заключена правда. Посмотрите это спектакль. А вдруг я просто придира, и у Мительпункта и на этот раз все получилось?
Текст: Инна Шейхатович
Фото: Йоси Цвекер