Zahav.КарманZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Карман

А
А

Нотр-Дам: страсти и слезы

«Горбун из Нотр-Дам» - спектакль не для слабонервных. И не для желающих тихо провести вечер вне дома. Спать ночью будете беспокойно. Смотреть – следует!

26.03.2014
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Режиссер и автор театральных инсценировок Идо Риклин прочел роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Внимательно – и без всякого пиетета к знаменитому писателю. Видимо, на детские и юношеские впечатления наслоились личный опыт, жажда самовыражения. Раздумья о людях и обществе. Так возник спектакль беэр-шевского театра. Он получил название «Горбун из Нотр-Дам». Театр – не книга. В театре все иначе. Отсутствует «закадровый» текст. Театр действует, а не размышляет. Не ищет лучшую метафору в потоке слов. Время в театре идет иначе. И задачи совершенно иные. Так, Гюго считал, что пишет роман о соборе. Чтобы привлечь к нему внимание и способствовать его сохранению. Панегирик уникальному готическому собору –гордости Парижа был превращен режиссером в очень субъективную и залихватскую историю с перевоплощением людей друг в друга. Здесь поэт Пьер Грингуар становится Квазимодо. Клод Фролло имеет еще два облика, в целом у него три судьбы. Он еще и император Двора Чудес и король Людовик 11. Многие становятся многими. И только красавица- цыганка Эсмеральда существует одна. Единственная. Режиссер увидел ее – так он пишет в предисловии к спектаклю, напечатанном в программке - неким лучом солнца среди темноты. В золотом платье, созданном чудесной художницей Светланой Брегер, Эсмеральда из этого спектакля пытается танцевать и быть лучом. Актриса Адас Морено на роль дивы и луча мало подходит. Ее героиня не очень чарует и уж никак не удивляет. Она банальна и бескрыла. Но в спектакле ее играют все – и горький, противоречивый, обезумевший от любви Клод Фролло, и строгий самодур, бандит-император Двора Чудес, и даже король. Всех этих людей показал, прожил актер Амир Криеф. Режиссер здесь словно замыкает круг: в спектакле «Граф Монте-Кристо», где тоже все превращались во всех, иллюстрируя мысль о том, что человечество едино в своих пороках и праведности, и только Амир Криеф играл одну роль. Его Эдмон Дантес, мученик, мститель и злодей, не перевоплощался. Он шел по маршруту «от хорошего парня до чудовища»...И оставил мощный аккорд в памяти у всех, кто видел этот яркий и вовсе не лирический спектакль. Амир Криеф с его смятенным и взрывным темпераментом умеет выразить главную мысль. Основную идею. Так вышло и в спектакле «Горбун из Нотр-Дам». Мошенник и бандит, главарь шайки изобретательных, ничем не брезгующих нищих...Интеллектуал и демагог- аскет Фролло... Король, умело манипулирующий ситуацией и людьми...Все эти персонажи наделены характером и харизмой. Они сложны и умны. И не подпадают под простую классификацию «плохой- хороший».

Алон Офир возникает ( переодеваясь- перерождаясь мгновенно!) то богемным, неприспособленным к жизни поэтом, то калекой, утробно мычащим свой текст. Попытка соединить образ негероического, слабовольного поэта и несчастного, всеми презираемого горбуна Квазимодо, в сердце которого таятся сокровища любви, кажется мне спорной. Но актерская работа Алона Офира колоритна и выразительна.

Квазимодо пластичен и полон какой-то своей душевной работы. Он тоже играет Эсмеральду (в одиночку Адас Морено, к сожалению, ничего не может сделать). Феб де Шватопер, как его играет Гай Амитай, туповат и бессердечен. Этому мужлану чужда элементарная человечность. Порядочность – слово не из его лексикона. Если в книге тяга к нему Эсмеральды понятна, оправдана, то в спектакле этот герой показан мелким и пошлым. Или –это актер так его нам подает. И это несколько мешает воспринимать непомерную силу любви и веры Эсмеральды. Ее жертвы выглядят нелепыми...Зив Зоар-Меир показывает в этой страшноватой игре в убийства, предательства и истязания (недаром на программке указано: версия для взрослых) и мужчин, и женщин. Он многоцветно-смешной. Обаятельный. Страшный. Иронично- домашний. Одним словом, это удача спектакля.

Тамар Левин – это все земные женщины, все леди- дамы Парижа. Те, которые не мечта и не луч. Нищенки и аристократки. Она же и Флер де Лис, которая нутром чует измену Феба - и без тени страсти и сантимента соглашается на уродство брака... Две темы, два главных сюжета двигают действие вперед: одержимость и протест. Одержимы, снедаемы внутренней страстью-болью Квазимодо и Клод. И их воля и порыв обжигают зал. Тема ненависти к цыганам, к чужим, к непонятным – второй главный мотив. Неутолима и необъяснима жестокость по отношению к ним. Велики страх и брезгливость, которые сеет это племя вокруг себя. Времена, о которых рассказал Гюго, никак в этом смысле не изменились. Все в мире по-прежнему.

Некоторый садизм и натуралистичность пыток пугают. Эротизм и намеки на особенные непристойности немного обескураживают. Но так проявляет себя Идо Риклин. Это его почерк...Сценограф Талия Отоленги воплотила атмосферу и душу легендарного собора весьма лаконично: в намеке на прославленные витражи и двигающихся витых воротах. Хороши эффектные и функциональные костюмы (художник Светлана Брегер). Световая партитура придает глубину и стильность (работа Ади Шимрони). Бои и драки в постановке Димы Осмоловского хороши – как, впрочем, и всегда. Он это делает блестяще.

Идо Риклин - один из самых интересных для меня режиссеров Израиля. Когда-то я посмотрела в школе «Бейт-Цви» его спектакль «Троянской войны не будет» по Жану Жироду - и запомнила имя режиссера. Чтобы потом не пропустить ни одной его работы. И ни разу не разочаровалась. Были спектакли лучше, были менее успешные работы – но у Риклина свой театр. И в этом театре есть принципиально важные вещи. И им он не изменяет. Он свободен – и не боится порицаний. Сделать красивенько и всем понравиться – не его задача. «Горбун из Нотр-Дам» - спектакль не для слабонервных. И не для желающих тихо провести вечер вне дома. Спать ночью будете беспокойно. Смотреть – следует!

Инна Шейхатович