Читайте также
Это было красиво и празднично. Словно распахнулись двери во дворец. А был - костюмированный концерт, спектакль с концертными вставками, коллаж для умных и думающих... «Волшебный мир оперы» - так назывался вечер. Он еще раз доказал, как много всего умеет и знает опера.
...Сцена в ашдодском зале «Дюна» разделена на два сегмента. Здесь два пространства – концертное, с роялем и пюпитрами для нот. И – театральное, далекое-венское. Где трактир и снег за окнами, и Моцарт запросто ходит по улицам и прислушивается к жизни мира. И текут в музыке стихи Пушкина. Два света заливают сцену. Сценический классический – и мир фантазии. Театр соседствует с парадом голосов и индивидуальностей. Два мира проходят перед нами. В концертном пространстве струнный квинтет Владимира Рейдера закружил свои «Дивертисменты». Наш новый яркий бас Яков Стрижак спел арию Аттилы, гунна- захватчика и человека думающего из оперы Верди. И еще спел Гремина – единственного счастливого и цельного героя оперы Чайковского «Евгений Онегин». Баритон Игорь Тавровский с Ларисой Тетуевой сыграли сцену Жермона и Виолетты из баснословной «Травиаты», одной из самых хитовых опер в мире. Жермон строго и чуть высокомерно (даже когда он берет Виолетту за руку, он делает это почти брезгливо) просил-приказывал оставить в покое его семью. Подумать о «чистом ангеле» - своей дочери... Виолетта слушала и соглашалась. И – была готова к жертве. Лариса Тетуева глубоко тронула душу: эта певица и актриса умеет петь и чувствовать на сцене так, будто это ее жизнь и смерть, ее судьбоносные решения – и пылающая, как костер, любовь.
Ольга Сендерская показала волшебный голос и чарующую ясность души своей героини в арии Джильды из вердиевского «Риголетто». Алла Василевицкая сыграла двух совершенно разных оперных девушек - победную кокетку Мюзетту («Богема» Пуччини ) и трепетную и вдохновенную Джульетту («Ромео и Джульетта» Гуно). Я с гордостью добавлю, что Алла Василевицкая, молодая звезда нашей оперы, скоро споет Мюзетту в спектакле, которым будет дирижировать неповторимый и невероятный Даниэль Орен. Рояль Эллы Пасик всегда дружелюбен и нежен к солистам. Эта пианистка умеет сыграть любой стиль – и прожить огромную любовь. К людям и музыке.
...А потом настал час Вены и ее высокой трагичной музыки. Опера Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» написана на идеальное либретто – на текст пушкинской «маленькой трагедии». Феликс Лившиц выступил в партии Моцарта – и осуществил режиссуру. Алексей Канунников спел и -насколько это было возможно- защитил своей актерской игрой композитора Сальери.
Ясность и красота музыки Римского-Корсакова здесь подчинена сверхзадаче: передать вселенский смысл гения Моцарта и выразить восторг перед ней. Легенда о том, что знаменитейший композитор Европы, учитель Бетховена, Шуберта, Листа отравил Моцарта, живуча и по сей день. Совершенно очевидно, что завистник Сальери убивали его этой сказочкой, как сам он якобы убил Моцарта ядом.
В опере Римского-Корсакова о музыке и душе сказано очень много. Моцарт живет светло – и так же пишет свою музыку. Легко. Без злых мыслей. Он даже не очень понимает, почему друг, такой же сын гармонии, как он, Сальери так восхищается его искусством. Феликс Лившиц - Моцарт искренний и светлый. Он демократичен и лишен снобизма. Вокал полностью подчинен театральной трактовке. Голос звучит полновесно и свежо. Сальери – Канунников его вдумчивый и анализирующий коллега. Сомневающийся, страдающий и в то же время ощущающий свое высокое предназначение, он решает изменить судьбу. Моцарт, этот «гуляка праздный», «недостоин сам себя». И Сальери вносит свои правки. Сальери убивает не из зависти – во имя высокой идеи. Он ее путано и заумно формулирует. Он умен и горд. Он – жесток и по-своему человечен. И он – не банальный убийца. Этот суровый человек живет музыкой – и вершит суд во имя любимого искусства. Алексей Канунников так страстно и очарованно слушает музыку Моцарта, что лучшего аргумента для понимания ее величия, для выражения ее власти над сердцем и не бывает. Оба вокалиста проявили тонкость и артистизм. Культуру исполнения.
Зал был очарован и восхищен. Редко исполняемая русская опера засияла всеми красками.
Спектакль-концерт получил право на жизнь благодаря поддержке министерства абсорбции и центра по работе с репатриантами-деятелями культуры. Горение и динамику внес коллектив «Крумер- Офакот».
Итак, 24 апреля в зале «Гейхал а-Тарбут» в Ашкелоне можно увидеть последний спектакль «Моцарт и Сальери» (вместе с концертом). Это необходимо ощутить, услышать!
Инна Шейхатович