Zahav.КарманZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+36+26
Иерусалим
+34+25

Карман

А
А

Выставка в иерусалимской галерее "Агриппас, 12 "

На выставке "In progress" представлен срез художественной практики Леонида Зейгера, освещающий развитие творческого процесса внутри конкретной серии работ.

13.10.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Леонид Зейгер. IN PROCESS – выставка в иерусалимской галерее "Агриппас, 12 " с 17 октября

На выставке "In progress" представлен срез художественной практики Леонида Зейгера, освещающий развитие творческого процесса внутри конкретной серии работ. От рисунков до “законченных” картин, выстраивается разговор связующий русское и западноевропейское искусство с животрепещущими вопросами о деятельности живописца сегодня. Центральным предметом этого разговора является ремесло живописи в его технических, чувственных и философских аспектах.

Творческий акт – это процесс. Изнутри и снаружи он видится и воспринимается по-разному. То, что зрителю представляется невнятным, недоделанным - сырьём, для самого автора вполне может быть вещью уже обладающей определённой ценностью. Более того, собственно открытие – именно в рабочем материале, в отправной точке процесса, в эскизе карандашом или в скрытом мазке на холсте. Идея рождена и зафиксирована, автор уже пережил свой восторг открытия, дальше – развитие, объяснение не столько для себя, сколько для зрителя, придание более удобной для чужого восприятия формы.

Это "сырье", как правило, не демонстрируется, но представляет несомненный интерес для понимания творческого процесса. Собственно, этот процесс – и есть работа художника, центральный момент в пути от замысла к воплощению. Работа эта происходит в студии и растягивается на месяцы и годы – в зависимости от манеры, техники, настроения. Фотографируя этапы работы, сопоставляя эскизы с законченными картинами прослеживается процесс творчества. Данная выставка показывает опыт такого прослеживания и позволяет увидеть его как самоценный акт, как произведение (production) искусства.

Живопись и рисунки Зейгера предполагают возвращение к картине как к окну, уход от текстуальности и восстановление переживания акта смотрения на/в картину. Это попытка заставить плоский лист бумаги или же холст задышать, обрести пространственность. Решение приходит не через иллюзию пространства, но через условное углубление в листе, через ритмическую игру визуальных элементов, зачастую почерпнутую из русской иконы: статика-динамика. Анатомичность человеческой фигуры и головы, если и когда они вообще появляются, сугубо условна и неважна, она рассыпается в живописном ритме и собирается лишь иногда. Такое видение фигуры во многом подсказано испорченными временем фресками или иконами с утраченными фрагментами. Зачастую они кажутся сложнее, органичнее, чем идеально сохранившиеся. В испорченных местах есть нарушение зрительного восприятия живописного образа. Этот сбой придает образу дополнительное измерение.

Сходным образом используются возможности техники масляной живописи, которая позволяет лессировать и счищать слои краски: смывать и переписывать. Благодаря накопленному опыту работы с многослойной живописью можно подгадать тот или иной эффект стирания. Все стирания и ошибки, игры матовой и блестящей поверхности создают пространственность картины. Возможность допущения ошибки – программный момент. Работа без внутренней истории - не интересна. Не завуалированная ремесленность живописи Зейгера – часть ее витальности.

Произношение одного и того же слова много раз подряд, как в детской игре, приводит к потере его смысла. Слоги меняются местами, и слово как-бы заново начинается со своего конца. Tак и в работах Зейгера - ритмический сбой прослеживается сквозь наслоения. Смысл ухватывается лишь краем глаза, ускользает, как и попытка определить в каком моменте собственной жизни ты находишься – в прошлом, в будущем или же в сегодняшнем дне. Есть ли образ или уже ушел? Сам по себе образ, объект искусства - банален (голова, череп, фигура, пейзаж), давно известен и безнадежен в своей заезженной смысловой насыщенности. Стоит лишь это принять и расслабленно возвращаться к нему раз за разом, как раскрывается возможность углубиться в архитектонику пространства “собственно” картины, живописи и ее слоистой, живой, само-повествующей истории.

Леонид Зейгер и Катя Ойхерман - художник и исследователь текстиля, глава факультета дизайна текстиля колледжа Шенкар.