Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+24+14

Карман

А
А

Маленький человек, ты жив пока?

Немец Рудольф Дитцен был странным человеком. Морфинист и антисоциальный тип, он не желал учиться. Аттестата зрелости не получил (что вполне понятно).

06.10.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Немец Рудольф Дитцен был странным человеком. Морфинист и антисоциальный тип, он не желал учиться. Аттестата зрелости не получил (что вполне понятно). Разнообразные мании и агрессия портили ему жизнь и частенько приводили к бедам. Тюрьма и нищета, работа на картофельном складе и смерть троих детей, попытка убить жену и всемирная слава – все собрала в себе эта сравнительно недолгая жизнь (он прожил – как говорит мемориальная доска на его доме в Берлине - 53 года…). Мы знаем его имя, собранное из имен двух любимых немцами и не только сказок братьев Гримм. Ганс и Фаллада. Герои - счастливый парень и говорящий конь. Ганс Фаллада. Писатель, гуманист, выдумщик и защитник слабых, он оставил много умных и сердечных книг. Фаллада очень хорошо понимал, что общество не защищает и даже не собирается делать вид, что защищает маленького человека. Кто-то тогда еще плелся в арьергарде иллюзий – а Фаллада в тридцатые годы прошлого века кричал: вам лгут! вас обманывают! вы для них ничто! Сегодня его книги стали еще актуальнее и злободневнее. Все осталось таким же, как во времена Фаллады, только мир стал еще страшнее и безысходнее.

Дитцен-Фаллада будто предсказал нам нашу жизнь: много демагогии, много громких слов – и пустота. Отупление и обездушивание.

Люди – ничто. Деньги – все. Эту фразу снова и снова повторяют в фильмах и спектаклях. А политики делают вид, что слишком заняты своими делами, и на все эти реплики, призывы, крики внимания не обращают.

Мы тут сами по себе, они там сами по себе. В нынешнюю горячую пору перед выборами в местные советы все демагоги вышли на бой: шум и яркие постеры, бесплатные концерты и клятвы в вечной любви – все средства хороши. А в нашем тель-авивском «Камерном» знаменитый актер и набирающий силу режиссер Итай Тиран поставил спектакль по роману Ганса Фаллады «Маленький человек - что дальше?». О маленьких людях. О тех, кто теряет. Кого обманывают. Кто и есть классический аутсайдер.

Итай Тиран умеет чувствовать чужую боль. Всегда и везде этот человек театра оказывается на стороне обиженных и угнетаемых.

Вот и «Маленький человек…» этому доказательство.

Иоганн и Эмма («катани» и «Ме-Ме», Малыш и Овечка, как они друг друга называют) живут в Германии, которая «накануне»: все - безвременье и предчувствие, нацизм и война скоро накатят.

Сила и бессилие ведут неравный бой. Даже не бой – игру в темноте.

Иоганн (скоромный и чуткий Эран Мор) одет аккуратно и по моде. Эмма (актриса Дана Майнрат в этой роли о себе заявила громко и уверенно!) – тоже в порядке, покорная, но с достоинством, скромная, милая и восторженная. Ее семья – паноптикум уродов. Грубые мужланы с лицами питекантропов. Эмма так стремиться вырваться…Врач провозгласил: беременность! Ме-Ме поникла. Малыш Иоганн поклялся. Что не оставит ее. И жизнь молодой пары резко сменила ход. Часы пошли иначе. Нужна квартира. Нужен стабильный доход. Потеря работы станет крахом. Все сразу стало новым и опасным. Иоганн – бухгалтер. Его судьба все время на волоске: как-то решит хозяин. Эмма пытается приноровиться к жизни на съемных квартирах. Терпеть произвол хозяев. Приноравливаться к чужому укладу. Мамаша Иоганна (всегда удивляющая и убеждающая, ослепительная Елена Яралова) – эксцентричная и сверкающая, эгоистичная дама вне быта и истории, никого не любит. Никому не собирается помогать. Ее таинственный друг, чудак и сейф с секретом (обаятельный и стильный Гади Ягиль) странно завис между временами. То ли ищет пути борьбы, то ли бредет прочь от всего и всех. Толпа ряженых (хозяева, приказчики, коллеги – враги и прочие персонажи этой драмы) суетятся и пытаются остаться на плаву. Режиссер умело и точно расставляет акценты: легко менять амплуа, играть в социум – трудно жить вне права и элементарной человечности. Ябеда-продавец клевещет на Иоганна – и торжественно надевает нацистскую повязку. Этот свой выбор уже сделал….Женщины превращаются в мужчин, мужчины в женщин. Провокация зовет провокацию. Дружба, семья, вера и порядочность испытывают проверку на прочность. Все меняет цвет. Хозяева пытаются не разориться. Клиенты магазинов – садистски поглумиться над хозяевами. Заставить себе служить. Доносчики в чести. Деньги – символ веры. По экрану (виртуозная, роскошная работа Полины Адамовой - и ее же изумительные, «говорящие» сценография и костюмы) идут, плывут и маршируют время и его люди. Берлин, Германия в депрессии - и водовороте развлечений.

В суете и труде. В порыве и на дне. Люди на экране – как Иоганн и Эмма. Ведут борьбу. Их все время толкают. Его и ее. Маленьких людей. Пока не сталкивают вовсе в темноту и нищету. Финал оставляет ощущение печали и слишком острых, узнаваемых ассоциаций с нашими днями. С нами сегодняшними. Великий Йоси Грабер играет несколько ролей- символов. Прекрасные и яркие Гай Алон (он же – хореограф спектакля), Йоав Леви, Йоси Цабари, Гиль Вайнберг, Дуду Нив (он – просто спектакль в спектакле, актер играет целый слой, вереницу образов – по-цирковому ярко и колоритно), Ирит Каплан действуют как абсолютные единомышленники. Театр дает нам понимание того, что ансамбль – это редкая и лучшая тайна хорошего спектакля. Спектакль «Камерного» получился убедительным и трогательным. Многоцветным. Заставляющим думать и сострадать.

Плакать и восхищаться. Негодовать и анализировать. Пьеса, написанная Дори Парнасом и Итаем Тираном аккумулировала немецкую энергию Ганса Фаллады и наше беспокойное сегодня. Я, мы спрашиваем: «Маленький человек - что дальше?». Ответа нет. А за режиссуру этого талантливого, многозначного спектакля Итай Тиран получил премию ЙосеФа Мило, присуждаемую раз в году за большой успех.

Текст: Инна Шейхатович

Фото: Даниэль Каминский