Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Карман

А
А

Не боги горшки обжигают…

Биеннале керамики – это культура прошлого и настоящего, впечатанная в глину и это - отраженная в материале - история керамики, и, конечно, диалог между прошлым и настоящим, культурой Израиля и Западом.

16.07.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Седьмое израильское биеннале керамики "Глина помнит" в Музее Эрец-Исраэль, открывшееся 15 июля – это 66 участников, более 200 работ. Божественное присутствие также замечено: во вдохновении и в глине, несущей отпечатки памяти и культур. В керамике сегодняшнего дня, в умении слушать, видеть и передавать. Биеннале керамики – это культура прошлого и настоящего, впечатанная в глину и это - отраженная в материале - история керамики, и, конечно, диалог между прошлым и настоящим, культурой Израиля и Западом – без штампов здесь не обойтись, как и без слов глобальный и дигитальный, причем речь идет вовсе не о глиняном глобусе и не о дигитальном циферблате в керамическом корпусе, а новых интерпретациях старой поговорки "Не боги горшки обжигают". 

Каждое биеннале посвящено определенной теме. Темы прежних - "город", "дом", "проблема самоопределения", "чувство материала", "крафт и технологии", "территория и самоопределение – между керамикой и архитектурой". Сейчас – "глина помнит". Хотя дело не в глине, а во времени и пространстве, к которому современные керамисты адаптировали обжигаемые ценности - керамику, фарфор, фаянс. 

"Память материала – отпечатки в глине" – такой подзаголовок носит седьмое биеннале, где, как обычно, для подобных выставок, смешалось прошлое и настоящее, традиционное и современное, прикладное искусство и чистое творчество, метафоры памяти и отношение к материалу каждого из 66 участников, натянувших на нити этих диалогов и тем свое отношение к культуре и к памяти, к их отпечаткам в глине, к материалу, трансформирующемуся с помощью различных техник и технологий в те произведения искусства, ремесла, прикладного дизайна, что, во-первых, не стыдно показать на выставке, во-вторых – отражающих то, что происходит в мире современной керамики, мир внешний и отражающий, затягивающий в себя. 

На биеннале – уже традиционно – работы маститых мастеров соседствуют в витринах с произведениями молодых художников, только что закончивших обучение. В выставке участвуют скульпторы, архитекторы, дизайнеры, художники. Тема всем дана общая. "Память материала – отпечатки в глине". Кто-то еще помнит, что такое гончарный круг, другие увлекаются трехмерной печатью. Одни считают, что в самом материале – в глине – уже запечатлены время и эпоха, метафоры культуры, другие - что в керамике можно отразить свое отношение к коллективу, индивидууму, Израилю, семье. Эти темы неизбывны, желание связать глину и историю, опутать символами свое личное повествование не уходит. Третьи просто делают красивые безделушки, задаваясь попутно вопросом "что такой современный дизайн?", четвертые связывают свое творчество с археологией или наоборот – мультижанровостью.

Тут обсуждается история фарфора, личные истории, отношение к войне и к миру, история страны и история дизайна. Ведь глина - такой мягкий, податливый, гибкий материал - выдерживает всё. Главное, чтобы прикосновение рук к ней было ласковым и тогда оживут уровни памяти в слоях глины, а старые рулончики фотопленки, вылепленные в глине, становятся приметами ушедшей эпохи и щекочут своим видом нервы ностальгии, как и глиняные кассеты для магнитофона - такова тема одой из работы на выставке, где время растекается глиняными лужицами. Так цитируется Сальвадор Дали в льющемся по столу и застывающем над собственным отражением чайном сервизе "под старину".    А может можно просто приложить к уху кусок глину, услышать в нем рассказ и вылепить его? А потом добавить слово "концепция" и идти на биеннале? И увидеть то, что там есть: изящные белые высокие вазы, напоминающие готические церкви из смятой бумаги, раскрашенные фосфоресцирующие тарелки, рисунки которых могут стать символами феминизма, чудные декоративные горшки и цветы, глиняные фигурки человечков-пришельцев, к которым сразу проникаешься симпатией, осовремененные греческие амфор техно-очертаний, настенные керамические гирлянды, подвешенные в пространстве блюдца, святящиеся синим неоновым светом, вывязанные в глине гнезда для птиц-идей будущих экспозиций, вещицы хрупкие и ажурные, экспонаты тяжелые и массивные, формы летящие и приземленные. 

Куратор 7-го израильское биеннале керамики в музее Эрец-Исраэль Анат Гатенио - куратор, преподаватель, исследователь израильского искусства и культуры. Она преподает современное и израильское искусство в Хайфской академии дизайна ВИЦО и в академическом педагогическом колледже "Ораним". Анат Гатенио также проводит исследования в рамках культурной программы Еврейского университета в Иерусалиме и занимается вопросами соотношения культуры и коллективной памяти, визуального оформления памяти, способами передачи культурной памяти между поколениями. 

Выставка продлится до 10 ноября.

Сайт Музея Эрец-Исраэль www.eretzmuseum.org.il

Часы работы музея "Эрец-Исраэль": с воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00 (павильон этнографии и фольклора – до 16.00), по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00.Телефон для справок - 03-6415244

Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2. 

Маша Хинич

Фото: Леонид Падруль