Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Карман

А
А

Цви Орон-Орошкес на службе Верховного комисссара

"На службе Верховного комиссара" – так называется новая выставка в музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве – выставка документальных черно-белых фотографий 1920-40-х годов.

17.04.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

"На службе Верховного комиссара" – так называется новая выставка в музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве – выставка документальных черно-белых фотографий 1920-40-х годов из Центрального Сионистского архива. Фотографий, сделанных фотожурналистом Цви Орошкесом во время его службы у британских властей, впервые позволяющих широкой публике увидеть что происходило за кулисами британского мандата в Эрец-Исраэль – происходило как в резиденции наместника, так и по всей стране, по которой Цви Орон-Орошкес, фотограф на службе у Верховного комиссара, передвигался абсолютно свободно. 

Коллекция и личный архив Цви Орона-Орошкеса были завещаны им Центральному Сионистскому архиву, лишь недавно выложившему в сеть не только отсканированные позитивы, но и негативы – десятки и сотни тысяч, 60.000 из которых принадлежали Цви Орону-Орошкесу. Его фотографии в архиве достаточно случайно обнаружила историк, фотограф и куратор выставки в Музее Эрец-Исраэль Михал Бен-Тувим, искавшая несколько лет назад в архиве материалы к 100-летию Тель-Авива. Михаль Бен-Тувим исследовала негативы Цви Орона-Орошкеса около двух лет, связалась с его потомками - сыном и внуком, Ави и Даном Ороном, живущими в США, провела исторические изыскания и вот результат: в Музее Эрец-Исраэль, в том же павильоне, где проходит выставка "Банк Валеро", посвященная финансовой и благотворительной деятельности иерусалимской семьи Валеро до Первой мировой войны, открылась выставка, в прямом смысле показывающая Эрец-Исраэль следующего производства 1920-30-х годов "На службе Верховного комиссара". 

Эта выставка дает беспрецедентную возможность заглянуть в жизнь колониальной элиты - роскошные приемы, военные заказы, охота на лис, гонки верблюдов наряду с обыденными событиями жителей ишува. Орошекс был одним из немногих фотографов, которые могли фотографировать практически все и всех - все слои населения. Небольшие моменты и исторические событиями, стык между личным и общественным, между идеологией и перспективой. Орошкес был практически одержим  создать беспристрастный образ времени и места в чистом "колониальном" стиле.   

Пожалуй, впервые на фотовыставке в Израиле можно одновременно увидеть как проводила время верхушка британских мандатных властей и не парадные фотографии, резко отличающиеся стилем, манерой и композицией от работ тех израильских фотографов, которые изначально пытались создать иной образ нового человека новой страны. Орошкес же, получивший практически единоличное право от британских властей свободно ездить по всей стране, оставил в архиве редкие фотографии тех мест и происшествий, которые практически невозможно увидеть на снимках других фотографов того времени. Как например обыски, устраиваемые британскими властями или снимки феллахов и арабских восстаний, или совсем не помпезные фотографии еще не разросшегося Тель-Авива. Орошкеса отличали лаконизм, непредвзятый взгляд и полное отсутствие желание приукрашивать. Его снимки можно назвать беспристрастными свидетелями. 

Цви Орон – Хершеле Орошкес - родился в 1888 году в городке Бялосток на   русско-польской границе.    Его дед был раввином, так что Орошкес получил традиционное еврейское образование. После смерти отца он покинул дом, восстав против  религиозного диктата и объездил, будучи авантюристом по натуре,  всю Восточную Европу, повстречал множество людей и понял,  насколько антисемитизм укоренился в Восточной Европе.    Его сестра вышла замуж за профессионального фотографа, у которого Орошкес изучал профессию. В их доме он повстречал многих еврейских интеллектуалов того времени, хотел заняться    журналистикой, присоединился к движению социалистов  и уехал поначалу в Германию, а затем в 1913-м году в США, где начал работать в Миннеаполисе фотографом, вечерами учил журналистику,  а ночами писал на идиш.  Переехать в Эрец-Исраэль он решил по призыву Бен-Гуриона и Ицхака Бен-Цви в 1917-м году  после принятия декларации Бальфура. Орошкес присоединился  к Еврейскому легиону, прошел  военную подготовку в Канаде,  и через Англию и Египет приехал в Эрец-Исраэль. 

Цви Орон-Орошкес прибыл в Израиль в 1918 году с "Еврейской бригадой". Профессиональным фотографом он стал еще в Польше. В 1920-м году открыл свое первое ателье в Тель-Авиве на улице Герцль. Поначалу работал с отделом пропаганды Керен Каемет (Земельного фонда), а начиная с 1925-го года начал работать фотографом в ставке Верховного комиссара. В1929 году он получил официальный статус - назначение от Верховного комиссара Джона Ченслера. Этот статус дал ему возможность свободно передвигаться по ишуву в любое время, в том числе и во время комендантского часа. Орошкес был своим и в арабских деревнях и на британских военных базах. Он был принят у эмира Абдаллы, фотографировал всех. Его фотографии Эрец-Исраэль – не дидактические, не хрестоматийные, не привычные. Его снимки и историчны и эстетичны. На выставке рядом с фотографиями Орошкеса размещены статьи из газет того времени: он немало фотографировал и для газет, в том числе и для европейских изданий. 

В 1938 году Цви Орон-Орошкес пишет своему старому приятелю Моше Шарету (именно Шарет посоветовал Орошкесу сменит фамилию на Орон), с которыми сдружился еще во время службы в Еврейской бригаде: "Когда я разбираю свой фотоархив, те снимки,  что печатались в периодических изданиях в последние  время, то понимаю, что англичане  пытаются усмирить страну, арабы же бунтуют против англичан, а евреи рыдают на похоронах". Орошкес пытался создать объективную картину происходящего без идеологической подоплеки иди художественных образов (хотя создавал художественные портреты в своей тель-авивской студии). Cионистская доктрина не подходила британскому мандату. Михаль Бен-Тувим считает,  что именно поэтому его  фотографии были попросту забыты в архиве – они были вне идеологии. Возможно и так. Главное – что сегодня  можно увидеть  эти документальные фотографии ранних 1920-х годов. "Я обладаю некой привилегией. Имею честь представиться: я  - сумасшедший, потому что живу в сумасшедшем мире. И даже если мы уверены в своей полной дееспособности и ясном уме, мы не более, чем винтики в этой системе. И именно поэтому могу говорить правду и фотографировать, что хочу. Все табу сняты. Все равно никто не поверит – я ведь не политик, которые недостаточно сумасшедшие, чтобы говорить правду" - писал Цви Орошкес. Он умер в возрасте 92 лет в 1980-м году в Ашдоде, еще в 1950-е годы передав свои "исторические" снимки Центральному Сионистскому Архиву, последние годы жизни занимаясь написанием мемуаров. 

Выставка "На службе Верховного комиссара" продлится до 30 августа.

Часы  работы музея "Эрец-Исраэль": с  воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00 (павильон этнографии и фольклора – до 16.00), по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00.

Сайт музея – http://www.eretzmuseum.org.il/

Страница в фэйсбуке https://www.facebook.com/events/419870364774898/

Телефон для справок - 03-6415244

Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

25 и 26 марта музей закрыт.

Вход для детей до 18 лет - бесплатен.

http://www.zionistarchives.org.il

http://www.zionistarchives.org.il/collections/Pages/photograph-collections.aspx