В марте 2026 года в десяти городах Израиля пройдут гастроли легендарной аргентинской труппы Los Potros Malambo со спектаклем Freedom - шоу, где древний танец гаучо маламбо впервые обретает законченную драматургическую форму. Freedom - это не фольклорная реконструкция и не этнографический концерт, а современный театр, построенный на жестком, ритмичном языке мужского танца, рожденного в пампасах Южной Америки.
За четверть века существования Los Potros Malambo прошли путь от семейного проекта до одной из самых узнаваемых аргентинских трупп в мире. Они выступали на главных сценах США, Европы и Азии, работали с Cirque du Soleil, появлялись в телешоу Дженнифер Лопес и Марка Энтони, представляли свою страну на государственных торжествах. Но главное - они изменили саму грамматику аргентинского фольклора, доказав, что маламбо может быть не просто виртуозным танцем, а полноценным драматургическим высказыванием.
Маламбо - старше танго, резче фламенко и брутальнее любого современного танца. Аргентинский фольклорист Вентура Линч еще в 1883 году определял его как «поединок мужчин, которые по очереди отбивают ритм ногами под музыку». Это был турнир, арена, на которой гаучо - южноамериканские ковбои - оспаривали славу лучших танцоров. Никакой сентиментальности, никаких слов - только удары каблуков по земле, барабанный бой и бешеная энергия состязания.
Маламбо зародился в начале 17-го века в бескрайних пампасах Аргентины, где гаучо вели полукочевой образ жизни, пасли скот и собирались у костров под открытым небом. Танец был способом утвердить свое мастерство, продемонстрировать силу и выносливость. В нем нет партнеров - только соперники. Нет мелодии - только ритм. Нет сюжета - только состязание: кто быстрее, точнее, выносливее.
«Маламбо в нашей пампе - это нечто подобное галопу одичавшего стада», - писал поэт Атахуальпа Юпанки. Эта метафора точно передает природу танца: он стихийный, неукротимый, первозданный. Хосе Эрнандес в своей эпической поэме «Мартин Фьерро» 1872 года, ставшей национальным символом Аргентины, вложил в уста героя-гаучо слова: «Я - сын бескрайних равнин, гаучо рожденный и взращенный; для меня весь огромный мир мал, поверьте, мое сердце может вместить его весь». Эти строки могли бы стать эпиграфом к маламбо.
В 21-м веке маламбо превратился во взрывной пластический театр, сохранив при этом свою исходную природу: соревновательную, физическую, предельно телесную. Каждое выступление - это по-прежнему поединок, даже если он разыгрывается на театральной сцене под софитами, а не у костра в пампе.
Основатели труппы Los Potros Malambo, братья Хавьер и Исаак Гарделья, выросли в семье, где фольклор был образом жизни. «Я родом из семьи с севера Аргентины, из Сантьяго-дель-Эстеро и Тукумана, - говорит Хавьер. - Я вырос под звуки чакареры, гато, самбы, эмпанад, гитар и бомбо. Все это часть моего детства. Танец всегда присутствовал в моей семье - кто не танцует, тот поет, а кто не поет - отбивает ритм».
Хавьер, родившийся в 1979 году, начал танцевать в три года. В пять лет родители отдали его в класс фольклорного танца, увидев в мальчике природные способности. Уже в шесть лет он взял в руки бомбо - традиционный аргентинский барабан - и болеадорас, метательные шары гаучо. Вместе с дядей они создали группу Los duendes del malambo и начали давать представления. Позже группа расширилась, получила новое название Los demonios del malambo, и в одиннадцать лет Хавьер впервые вышел на серьезный конкурс. «Там я увидел ребят, которые танцевали потрясающе, и попросил родителей отдать меня в настоящий балет, - рассказывает он. - Так началась моя конкурсная жизнь».
В восемнадцать лет, в 1999 году, Хавьер выиграл главный приз на легендарном фестивале в Коскине - самой престижной сцене для аргентинских танцоров и музыкантов. «Это была магическая сцена, о которой мечтаешь, - говорит он. - То, что в тот вечер творилось в Коскине, было для меня невероятно. Это наполнило меня энергией и желанием продолжать танцевать».
Его младший брат Исаак, появившийся на свет в 1990 году, с детства черпал вдохновение у старшего. Он изучал маламбо и народные танцы у великих мастеров, но главным его учителем был Хавьер. Вместе они не просто освоили маламбо - они подарили ему новую хореографический лексикон и новый алфавит выразительных движений.
Сегодня в труппе Los Potros Malambo братья работают как единый механизм: Хавьер отвечает преимущественно за хореографию, Исаак - за ритмику, маламбо и работу с болеадорами, традиционным метательным оружием гаучо из плетеных ремней с грузилами на концах.
В конце 2000-х годов, после успешных гастролей по Италии и победы на множестве престижных фестивалей, братья Гарделья приняли радикальное решение, которое изменило траекторию их карьеры и саму природу маламбо. «Еще какое-то время мы продолжали участвовать в конкурсах, пока в 2010-м не сказали: "Хватит!", - рассказывает Хавьер. - Тогда мы начали оформлять свое шоу, добавлять в него элементы фламенко, выступать в разных театрах и участвовать в спектаклях других компаний».
Они начали работать с ведущими артистами Аргентины - Морой Годой, Эрнаном Пикином, Фатимой Флорес и известными певцами. Маламбо перестал быть замкнутым жанром и превратился в основу сложного театрального языка, способного рассказывать истории.
«Я немного занимался классикой, джазом, фламенко, степом, - объясняет Хавьер, - я всегда был танцовщиком. Но моя дисциплина - маламбо, и я всегда стараюсь, чтобы в хореографии наших шоу сохранялась его сущность». Эта верность корням при открытости к диалогу с другими танцевальными традициями стала фирменным стилем Los Potros Malambo.
Международное признание пришло неожиданно. В 2012 году труппа получила приглашение участвовать в телевизионном шоу Q'Viva!, которое вели Дженнифер Лопес и Марк Энтони. «Однажды наш друг рассказал, что есть работа в США, - вспоминает Хавьер. - Мы прошли аудиции, сняли видео и вдруг появляется Дженнифер Лопес. Только тогда мы узнали, что это было реалити-шоу. Мы хотели взорваться, танцевали со всей страстью! В итоге выбрали всех нас».
За Q'Viva! следили более 30 миллионов зрителей по всему миру. Это был прорыв: маламбо, танец аргентинских гаучо, вышел на мировую арену. В 2014 году Los Potros Malambo были приглашены стать частью программы Signum Cirque du Soleil - высшее признание в мире современного циркового искусства. В 2016 году по приглашению министерства культуры Аргентины труппа выступала на торжествах в честь 200-летия независимости страны, а еще через несколько месяцев была приглашена в национальное реалити-шоу Argentina Baila, где Хавьер работал хореографом и тренером.
За четверть века существования Los Potros Malambo гастролировали в Италии, Германии, Франции, США и Китае, завоевали множество наград на крупнейших национальных фольклорных и танцевальных фестивалях и доказали, что аргентинский фольклор может конкурировать с любой формой сценического искусства на равных.
«В шоу я люблю выходить на сцену с бомбо, не ударяя в него, - рассказывает Хавьер. - Я иду медленно, и люди замолкают. Мне не нужно играть, чтобы уже начать танцевать». Этот момент тишины перед первым ударом - и есть начало ритуала. Танцовщик уже танцует, просто надевая сапоги. Зритель уже присутствует, просто входя в зал.
На основе этой философии Хавьер создал семинар под названием «Пусть твой танец станет ритуалом», где учит соединяться с душой через движение. «Я стараюсь, чтобы наш танец был ритуалом для связи с тем, как мы чувствуем себя эмоционально, духовно, - объясняет он. - Я чувствую, что это важно, чтобы мы могли "проживать" наш танец и чтобы наш танец был чем-то волшебным. Танец исцеляет, музыка исцеляет. Если тебе плохо и ты включаешь музыку или начинаешь танцевать, что-то меняется».
Спектакль Freedom, который труппа привозит в Израиль, - кульминация 25-летнего творческого пути Los Potros Malambo. В его центре - история дикого жеребца, вырванного из табуна. Любовь превращает его в человека, но столкновение с властью и насилием ставит вопрос о цене подчинения и выборе свободы. Этот сюжет проживается исключительно через танец - через ритм, удары каблуков, дыхание, физическое напряжение. Никаких слов, никаких пояснений. Только тело, звук и движение.
Хореографическая структура опирается на традиционные элементы маламбо - сапатеадо (чечетка каблуками), сепильядос (скользящие шаги), мудансас (вариации ритмических рисунков), дуэльные формы, - но органично включает элементы фламенко, танго и современной пластики.
Особое место в спектакле занимает работа с болеадорами - старинным метательным оружием гаучо, состоящим из плетеных ремней с круглыми камнями или грузилами на концах. В руках танцоров Los Potros Malambo болеадоры превращаются в инструмент хореографии и перкуссии одновременно. Отбивая такт, жонглируя, создавая сложные ритмические рисунки, танцоры демонстрируют координацию, ловкость, мастерство и удаль аргентинских гаучо.
«Bailamos como somos», - говорят аргентинцы. «Танцуя, мы проявляем свою сущность». В спектакле Freedom эта сущность обнажена до предела: свобода как внутренний выбор, танец как способ существования, ритм как связь с древнейшей памятью тела.
Гастроли Los Potros Malambo в Израиле
19-29 марта 2026 года
Города: Ашкелон, Хайфа, Тель-Авив-Яффо, Петах-Тиква, Аэропорт-Сити, Кирьят-Моцкин, Кармиэль, Беэр-Шева, Иерусалим, Ашдод
Заказ билетов:
Касса Браво: *3221 или 072-275-3221
Организатор: FGK Production
Читайте также
- Ливерпульская магия с симфоническим размахом
- Иерусалимский симфонический оркестр и маэстро Константин Орбелян представляют программу «Porgy and Bess»
- «Ты б в сатирики пошел!»: лекция-шоу Марка Галесника
- Премьера в Израильской опере. «Диббук» Ан-ского с музыкой Йосефа Барданашвили
- Музы между войнами: музыка эпохи «слома»