«Мне лично кажется, что трагедия Лира - это трагедия обанкротившейся ложной идеологии…» Соломон Михоэлс
Не эту ли фразу, поставленную здесь в виде эпиграфа, можно сделать предисловием и к его судьбе? Судьбе счастливой и трагической одновременно.
В мире, где границы между истиной и вымыслом все чаще размыты, где сама идентичность вновь оказывается под угрозой, особенно важно напоминать себе, почему нельзя опускать голову и отказываться от внутреннего права на достоинство, даже когда цена высока. В преддверии первой премьеры в Израиле и гастролей спектакля «Последняя роль Соломона Михоэлса» имя этого Великого Актера и Гражданина звучит как точное и своевременное напоминание о силе духа, ответственности и свободе выбора. Эта постановка становится не просто театральным событием, а изящной и необходимой культурной репликой времени, к которой сегодня невозможно остаться равнодушным.
Выразительная судьба Соломона Михоэлса хорошо известна не только любителям театра. Он прошел яркий путь - от талантливого мальчика Соломона Вовси, родившегося за чертой оседлости в Даугавпилсе в хасидской семье до руководителя московского театра ГОСЕТ, и сыгравшего там главную роль всей жизни - Короля Лира в одноименной трагедии Шекспира.
Те, кому посчастливилось видеть короля Лира в исполнении Михоэлса, утверждали, что забыть такое невозможно. Как невозможно было забыть его Уриэля Акосту, Менахема-Менделя, как нельзя было не восторгаться его Тевье-молочником и еще многими сыгранными им героями Шолом-Алейхема, Маркиша и Гольдфадена, Маяковского и Шекспира. Его герои проходили свой путь вместе с ним - от маленького человека до сильного Тевье и трагического Лира.
По признанию мировой общественности его Король Лир достиг поистине библейских высот. К тому времени он многое пережил: похоронил жену-красавицу Сару; познакомился со своей второй женой Анастасией Павловной Потоцкой - девушкой из мира польских дворян - умной, образованной, утонченной. Время было страшное, шел 1934-й год, но он, по рассказам Потоцкой, увлеченно репетировал одну из самых важных ролей своей жизни.
Многие будут удивлены, но некоторые детали костюма, в которой Михоэлс играл короля Лира - легендарная мантия, его парик и грим - живут теперь в Израиле. А дело было так. Однажды студенты ГИТИСа на просмотр студенческого спектакля пригласили дочь Соломона Михоэлса - Нину Михоэлс. Каково же было ее удивление, когда на одном из актеров Нина увидала «ту самую» мантию. Она была настолько потрясена, что упала в обморок.
Администрация ВУЗа поступила так: семье отдали реликвию, но взамен потребовали метры дорогого шелка… Зато теперь все эти реликвии хранятся в музее рядом с вещами, найденными у убитого Михоэлса - часами, зажигалкой, разбитыми очками. Все эти раритеты были переданы в дар архиву музея в Иерусалиме. К слову, в архиве этом Ирина Панова, графиня по происхождению, которая, которая, рискуя жизнью, уберегла раритетные предметы Мейерхольда и Михоэлса, спрятав их в секретный ящик своего огромного буфета, хранятся бесценные, чудом сохранившиеся документы о еврейских театрах: статьи, фотографии, письма, афиши…
Однажды драматург Зиновий Сагалов В Москве, на Донском кладбище, случайно оказался перед скромным гранитным надгробьем, увенчанным лобастой головой мудреца. На граните были высечены слова:
Соломон Михайлович Михоэлс 1890 - 1948
Анастасия Павловна Потоцкая - Михоэлс 1907 - 1981.
«Он - великий актер, маг еврейской сцены, ее некоронованный король, она - его жена из графского рода Потоцких, - вспоминал эту историю Сагалов. - Екнуло сердце, возникло какое-то предчувствие… и уже через полгода пьеса была готова. Вначале я ее назвал «Графиня и король», и чуть позже - «Последняя роль Соломона Михоэлса».
О чем эта пьеса? О триумфальной творческой жизни и страстной любви великого актера! Казалось бы, некрасивый, малорослый, лысый, с взлохмаченными остатками былой шевелюры на висках, к тому же старше обхаживаемой им дамы на 16 лет, но - искрометный, остроумный, неотразимый в своей харизматичности, с первой попытки обвороживший девушку, где вскоре женится на ней, представительнице старинного графского рода… Нет, точно это история не трагедии, а именно красивой настоящей искренней и, что очень важно, обоюдной любви!»
Читайте также
С 13 по 22 января 2026 года в Израиле состоятся гастроли единственного в США репертуарного еврейского театра «By the Way» (Флорида), который привозит к нам один из лучших своих спектаклей «Последняя роль Соломона Михоэлса».
График гастролей:
13. 01.26 - Иерусалим, Муниципальном культурном центре «Гармония»
15. 01.26 - Хайфа, Кирьят Хаим, Бейт-Наглер Хайфа
16.01.26 - Ашдод, Матнас Дюна-Юд Ашдод
17.01.26 - Музей Эрец-Исраэль Тель-Авив - Аудиториум «Клячкин»
18.01.26 - Мофет, Ришон леЦион
19.01.26 - зал Раппопорт, Хайфа
20.01.26 - Гехаль а-Тарбут, Нетания - Аудиториум
21.01.26 - Тамуз бейт а-музыка
22.01.26 - Шарет, Петах Тиква
Билеты на спектакль здесь