«Мы стареем, а спектакль нет. И что бы ни творилось в мире спектакль идет и будет идти»
Аркадий Райкин
Все знают Вениамина Смехова - и не только как актера, но и как режиссера, публициста, путешественника, литератора. А о его феноменальной памяти даже ходят легенды: кажется, он знает наизусть всю мировую поэзию. Однако мировую известность этому талантливому человеку принес именно театр.
Первое настоящее признание пришло к артисту 6 апреля 1977 года, когда в «На Таганке» он сыграл Воланда в премьерном спектакле «Мастер и Маргарита», блистательную постановку которого осуществил великий Любимов, в то время художественный руководитель и главный режиссер театра. Немалую роль в этот уникальный театральный проект привнес Вениамин Смехов, великолепно сыгравший Воланда. Между прочим, эта постановка стала первым в мире сценическим прочтением бессмертного романа Михаила Булгакова.
Чтобы такой спектакль ожил и жил десятилетиями, надо было обладать великим даром Созидателя, каким обладал Юрий Петрович Любимов: он сотворил Спектакль из гениального материала Михаила Булгакова и собственной души. Спектакль так мощно был сбит режиссерски, что и через 25 лет зритель на него реагировал, как на премьерный!
Приближалось десятилетие Таганки, и Юрий Петрович стал искать к первой круглой дате театра произведение, подходящее для эстетики «таганской школы». И, наконец, к 1975 году материал был найден: «Мастер» Любимов нашел «Мастера» Булгакова - и работа пошла полным ходом.
В процессе репетиций у Смехова случилось озарение: главное в его Воланде было не всесилие («всесилен, всесилен» - помните?), а тоска. Он наблюдатель… Вокруг события, беспокойные и буйные, а Воланд словно вне игры. Однако его статика оказывается активнее страстей. Он озирает пространства, попадает в самые разные уголки земли - теперь вот сатанинская должность занесла в Москву 30-х годов. Тут он, призванный вечно наказывать за зло, вдруг понимает, что карать некого и незачем: москвичи наказали себя сами, да так, как никакой дьявол бы не справится (какой важный булгаковский подтекст и какая мощная параллель с сегодняшним днем).
Приближалось десятилетие Таганки, и Юрий Петрович стал искать к первой круглой дате театра произведение, подходящее для эстетики «таганской школы». И, наконец, к 1975 году материал был найден: «Мастер» Любимов нашел «Мастера» Булгакова - и работа пошла полным ходом.
В процессе репетиций у Смехова случилось озарение: главное в его Воланде было не всесилие («всесилен, всесилен» - помните?), а тоска. Он наблюдатель… Вокруг события, беспокойные и буйные, а Воланд словно вне игры. Однако его статика оказывается активнее страстей. Он озирает пространства, попадает в самые разные уголки земли - теперь вот сатанинская должность занесла в Москву 30-х годов. Тут он, призванный вечно наказывать за зло, вдруг понимает, что карать некого и незачем: москвичи наказали себя сами, да так, как никакой дьявол бы не справится (какой важный булгаковский подтекст и какая мощная параллель с сегодняшним днем).
Читайте также
В романе «Мастер и Маргарита» одно из главных гениальных открытий автора состоит в том, что на свете есть нечто, что неподвластно потусторонней силе, и это нечто - союз искусства и красоты - Мастер и Маргарита! И Воланд Смехова это прекрасно понимает: жизнь - ничто, но искусство и красота- вечны! И вот под эту власть - власть романа Мастера и красоты Маргариты - вместе со своими подручными подпадет и сам Сатана (для которого, как известно, нет в мире ничего святого). И когда в притихшем зале он восклицает: «Рукописи не горят!», он как бы говорит своему зрителю: «Красота и искусство - нетленны, они все равно пробьются к людям, как их ни души, ни жги, ни топчи!»
Вот о чем этот спектакль любимовской Таганки и вот каким Сатаной предстал перед зрителем Вениамин Смехов. Сам актер вспоминает: «Понимаете, у меня в то время был ледниковый период в отношениях с Любимовым. Вообще в зависимости от наших отношений он называл меня то «Веня», то «Вениамин Борисович», а то просто в третьем лице - «Смехов». Так вот, в тот период он называл меня «Смехов». И потому назначение на роль Воланда меня потрясло. Мой читательский восторг намного превышал мои представления о своих актерских возможностях. К тому же Любимов - человек жесткий, предпочитающий ругать, а не хвалить. Предел похвал у него: «Сегодня ты верно репетировал». Может, потому из нас что-то и получилось, что он нас талантливо ругал, а мы талантливо обижались… Но на «Мастере» Любимов снова стал нам отцом родным. Работалось в охотку, радостно как-то. Он все время оговаривался про Воланда: «Этот человек… то есть существо!» Я спрашивал: «Так Воланд - он или оно?..» Любимов махал на меня руками: объяснить про Воланда он ничего не мог, зато показывал - поразительно!»
Годом позже Воланд Смехова произвел настолько неизгладимое впечатление на одного из зрителей, что тот впоследствии предложил ему сыграть Атоса в своем фильме «Д'Артаньян и три мушкетера».
И это лишь малая часть истории. Ее продолжение и многое другое вы сможете услышать на встрече «Вениамин Смехов - Ностальгия по настоящему».
Уже совсем скоро Смехов возвращается в Израиль, чтобы говорить о том, что не теряет значения. Это будет встреча с артистом, не нуждающимся в представлении, голос которого узнают с первых слов.
Билеты здесь