Zahav.КарманZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+32+28
Иерусалим
+38+26

Карман

А
А

«Параллели. Высоцкий». История, сыгранная на краю пропасти. Слишком остро, чтобы быть прошлым

Спектакль «Параллели. Высоцкий» - не о Владимире Высоцком, и даже не о его эпохе, но о нас, сегодняшних, и о попытке - мучительной, упрямой, местами отчаянной - отыскать смысл в реальности, которая рассыпается под ногами.

11.08.2025
На правах коммерческой информации
Фото: Ксения Мушкатин

Существуют строки, которые невозможно пересказать прозой, потому что поэзия не поддается переводу на язык логики и объяснения, сопротивляется попыткам упростить ее. В определенные моменты истории и бытия именно поэзия становится последним, что может удержать человека от разрыва с самим собой, последним способом прикоснуться к боли, последней возможностью выйти из одиночества.

Спектакль «Параллели. Высоцкий» возник не как отклик на биографию, не как жест памяти и не как акт почитания фигуры поэта, но как внутренняя потребность понять сегодняшний мир - тревожный, неустроенный, обнаженный до крика - через его стихи. Не через песни, не через голос, узнаваемый с первых нот, не через хрестоматийную харизму, а через самую суть поэтического текста, обнаженную, вынутую из контекста, помещенную в тело и голос другого времени. Здесь поэзия Высоцкого существует вне привычного формата гитарной баллады. И потому спектакль «Параллели. Высоцкий» - не о Владимире Высоцком, и даже не о его эпохе, но о нас, сегодняшних, и о попытке - мучительной, упрямой, местами отчаянной - отыскать смысл в реальности, которая рассыпается под ногами.

В центре сценического пространства - два персонажа, два голоса, два образа, два клоуна-комедианта - без возраста, без пола, без конкретной судьбы. Елена Яралова и Мария Мушкатина создают дуэт, в котором главное - не сюжет и не рассказ, а хрупкое, напряженное, подвижное состояние, балансирующее на грани между внутренней тишиной и криком. Их персонажи - герои из театра абсурда, клоуны, лицедеи, то ли выжившие, то ли пришедшие с другой стороны обломков реальности, пытающиеся удержать друг друга от окончательной тьмы. Один собирается уйти - второй не позволяет. Между ними - не конфликт, а сопротивление разрушению. В этом сопротивлении - вся суть действия.
Звуковой ряд спектакля - это еще один персонаж. Саундтрек в данном случае - не музыкальная иллюстрация слов, не сопровождение текст, а музыкальное пространство, созданное композитором и пианисткой Аллой Данциг.

Пространство, в котором стихи Высоцкого обретают новое звучание через шепот, интонацию, ритма. Некоторые мелодии отсылают к знакомым песням, но чаще - только на мгновение, прежде чем раствориться в параллельной ткани спектакля.
Режиссер Ника Платонова создает не сценическую метафору, а особую форму игры-дыхания, в которой каждое слово проходит через тело, через движение, через паузу. Вместе с хореографом Галиной Делятицкой она выстраивает спектакль-соучастие, где зрители и сопереживают персонажам, и проживают с ними их конфликт.

Поэзия Высоцкого здесь прозвучит не в хронологической последовательности, не по тематическим блокам, не как «лучшее из написанного». Тексты подобраны как эмоциональные реплики, которые возникают в диалоге с настоящим - с болью, которую не хочется называть, со страхом, в котором стыдно признаться, с растерянностью, ставшей общей.

Некоторые стихи угадываются сразу, другие - будто звучат впервые, вписанные в иное эмоциональное поле.

Спектакль обходит стороной привычные определения: музыкальный ли он? Безусловно, но музыка здесь не цель, а способ. Драматический? Несомненно, но не потому, что в нем есть конфликт, а потому что сама форма - драматургична, напряжена, выстроена из столкновения слов и тишины. Постановка не превращается в терапию, хотя и касается самых болезненных нервов. Не становится исповедью, хотя и рождается из личной боли. Не подает себя как высказывание, но тем точнее становится актом присутствия.

Каждое действие на сцене - как вопрос: ты еще здесь? Ты слышишь меня? Ты готов сказать «я»? Актрисы не проигрывают роли, не пытаются быть кем-то, а остаются в этом зыбком пространстве уязвимости, в котором возможно только одно - быть рядом.

Читайте также

Пока в мире остается поэзия, которую невозможно пересказать прозой, остается и возможность говорить не напрямую, но от сердца - не подражая, но слыша, не повторяя, но продолжая. Именно такой возможностью и становится спектакль «Параллели. Высоцкий».

Ближайшие показы:

10 сентября (среда), 20:00 - Нетания, зал «Бейт-Йоханан»
30 сентября (вторник), 20:00 - Тель-Авив, зал «Яд ле-Баним»
Билеты: artup.co.il/event/189
В ролях: Елена Яралова, Мария Мушкатина
Музыка и аранжировка: Алла Данциг
Режиссер: Ника Платонова
Хореография: Галина Делятицкая
Фото и дизайн: Ксения Мушкатин