Zahav.КарманZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+25
Иерусалим
+30+20

Карман

А
А

Опера «Матери» в Израильской Опере

Израильская Опера завершает свой 39-й сезон оперными спектаклями «Матери» Давида Зебы в постановке Ширит Ли Вайс.

14.07.2025
На правах коммерческой информации
Фото: Йоси Цвекер

Напомним, что эта опера получила прежде восторженные отзывы критиков. С 22 по 26 июля в Оперном театре Тель-Авива.

В библейских историях голоса женщин были практически не слышны, и потому Израильская Опера даёт женским образам из Книги Бытия возможность выйти на сцену и рассказать свои истории с их точки зрения. Через 3000 лет после библейских событий Агарь и Сара, Рахель и Лея, Ревекка, Билха, Зилпа и Ктура впервые расскажут истории, знакомые им не понаслышке. В их ролях и в роли самого Господа Б-га выступят солистки Израильской Оперы и актрисы театра «Гешер».

Премьера оперы «Матери» прошла в 2021 году. За дирижерским пультом - сам композитор Давид Зеба.

В Книге Бытия множество женских персонажей, но их истории, как правило, мы знаем в мужской интерпретации, в мужском представлении и пересказе. Имена некоторых из женских образов даже не известны, они упоминаются лишь как «жена Лота», «жена Потифара» и другие.

Давид Зебa, лауреат премии Розенблума 2020 года и один из самых заметных современных композиторов Израиля, возвращается к древним сюжетам и предлагает рассказать их иначе - глазами самих героинь.

Что почувствовала жена Ноя, узнав, что все ее друзья и близкие погибли в потопе?

Что пережила жена Лота, когда услышала, как ее муж предложил жителям Содома изнасиловать их дочерей?

Почему Ревекка предпочла одного сына другому?

И о чем думали Билха и Зилпа, когда Иаков выставил их впереди стана, словно живой щит?

Эти и другие женщины, чья роль в патриархальном обществе сводилась к рождению детей, наконец получают право заговорить и открыть свой внутренний мир.

Зеба, который сам написал и либретто и музыку, выводит матерей на первый план, отрывая их от теней мужских судеб и показывая, как каждая из них справлялась с реальностью, зачастую навязанной мужчинами или самим Богом. Особую роль в этом музыкальном полотне играет голос Бога - в исполнении сопрано.

Опера «Матери» построена как череда монологов и ансамблей, каждый из которых разворачивается в переломный момент библейского сюжета, переплетаясь с речитативами Бога, основанными на подлинных текстах Писания.

Из либретто:
«Мы, матери, которых вы не помнили,
Едва ли удостоили нас имен.
В миг опасности первыми нас оставили,
Нам нельзя было мечтать, нельзя было сущестововать.
Воды в кувшинах мы несли на плечах,
Стирали пот и слезы украдкой.
Отцы народа открыли нам чрево,
Но в муках родов нас не называли матерями…
От заката до рассвета почти не упоминали,
Только «и зачала, и родила, и зачала, и родила »...
Мы молча отдали утробу Библии.
Мы - матери, которых вы не знали,
Что завершили свой долг при вашем рождении.
Когда считали матерей, нас вы не всегда считали.
Но навеки мы остаемся вашими матерями».

Особенность оперы «Матери» также в том, что Зебa соединяет оперное пение и речитативы, в связи с чем для воплощения этого художественного замысла Израильская опера пригласила для участия в постановке «Матери» актрис театра «Гешер».

Читайте также

В опере «Матери» участвуют:
Четыре солистки Израильской Оперы:
▪ Шай Блох
▪ Яэль Левита
▪ Даниэла Скорка
▪ Анат Чарны

Четыре актрисы театра «Гешер»:
▪ Наташа Манор
▪ Рони Эйнав
▪ Лена Фрайфельд
▪ Лилиан Рут

Давид Зебa: «Я попытался услышать и выразить то, что чувствовали матери из Книги Бытия: и те, кого признали праматерями, и те, кого забыли. Показать моменты тяжелейшей унижения: Агарь, изгнанная с сыном в пустыню; Сара, мнение которой не спросили, когда решалась судьба ее единственного сына Исаака; ненавидимая Лея, приведенная в шатер Яакова в темноте; Билха, Зилпа, жена Лота, дочери… Несмотря на их мифологический статус, я увидел в них прежде всего людей - с желаниями, страхами, любовью и слабостями. Я не стремился их осуждать или высмеивать, но хотел прикоснуться к самой сути их боли - без ложного пафоса и прикрас».

Давид Зеба - дирижер, композитор, аранжировщик, пианист, певец и переводчик. Руководитель оперной студи «Мейтар» при Израильской Опере, штатный дирижер оркестра «Симфонет Раанана», старший преподаватель Академии музыки в Иерусалиме, музыкальный руководитель и дирижер трех хоровых коллективов, постоянный участник фестивалей и концертов в Израиле и во всем мире в качестве дирижера, пианиста и певца.

Давид Зеба родился в Хайфе, получил степень магистра композиции и пения с отличием в Музыкальной академии имени Рубина в Тель-Авиве.

В 2015 году Давид Зеба написал оперу «Матери», посвященную женским образам из Книги Бытия. Постановка «Матери» была представлена в Израильской опере и получила высокую оценку критиков и была прекрасно принята публикой.
Давид Зеба также создает музыку и аранжировки для театра, оперы, хоров и оркестров, исполняет сольные партии в ораториях и операх, часто выступает в Израиле и за рубежом. Участвовал во многих постановках Израильской оперы и как пианист, и как солист.

Давид Зеба также написал и сочинил оперу «Алиса в стране чудес» по повести Льюиса Кэрролла для Израильской Оперы - это произведение исполнялось под его руководством на оперной сцене и было высоко оценено критикой.

*******

«Матери». Опера Давида Зебы
Либретто: Давид Зеба и отрывки из Книги Бытия
Дирижер: Давид Зебa
Режиссер: Ширит Ли Вайс
Сценография: Михаэль Краменко
Костюмы: Майя Мидар Моран
Свет: Надав Барнеа
При участии ансамбля музыкантов Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы

Исполняется на иврите, с титрами на иврите и английском.
Продолжительность: 1 час 15 минут без антракта.

Даты и время спектаклей:
▪ Вторник, 22 июля 2025 | 20:00
▪ Среда, 23 июля 2025 | 20:00
▪ Пятница, 25 июля 2025 | 13:00
▪ Суббота, 26 июля 2025 | 21:00

Билеты в кассе Израильской Оперы: 03-6927777 на сайте: www.israel-opera.co.il или в «Браво»

Текст подготовила Маша Хинич

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting