Zahav.КарманZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Карман

А
А

Сделаны в Одессе

Интервью в преддверии израильских гастролей Олег Филимонов и Ян Левинзон, исполнители главных ролей, давали из разных городов и даже стран.

05.05.2024
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Интервью в преддверии израильских гастролей спектакля «Сделаны в Одессе» Олег Филимонов и Ян Левинзон, исполнители главных ролей, давали из разных городов и даже стран. Ян был в Израиле, а Олег у себя дома в Одессе. Городе, о котором и пойдет речь.

Интервью Лика Длугач

Давайте начнем, наверное, с того, что вы знакомы, мягко говоря, не один десяток лет. Вы помните первую встречу? Как вы познакомились?

Олег Филимонов: Я помню, он уже не помнит (смеется).

Ян Левинзон: Это было очень много лет тому назад. Правда, очень много лет. Он еще тогда жил в Николаеве и его привозили в Одессу на курорт к родственникам отдыхать. Это, чтобы вы понимали, я был в классе пятом, а он, соответственно, в седьмом. Вот тогда я его увидел, и мы пообщались чуть-чуть.

Олег Филимонов

Олег: Я играл на аккордеоне.

Ян: На Филимонова уже тогда в связи с этим обращали внимание. Потом была встреча уже в институтские годы, но если говорить о первой встрече, то это было в лагере.

Что-то предвещало, что вы потом встретитесь уже в институтские годы, а потом вдруг сойдетесь на одной сцене?

Ян: Очень даже предвещало, потому что, кроме того, что Олег был очень хорошим студентом, он выступал, играл на разных инструментах. В Одессе его знали. Это не то, что прямо он случайно вышел на сцену.

Ян Левинзон

Олег: У меня все было достаточно тривиально. Институтская самодеятельность. Меня делегировали от своего факультета в команду КВН тапёром. Не актёром, а я именно играл. В самом начале, на заявке, я играл на рояле.

Не обидно было, что все там на сцене шутят, а вы за роялем?

Олег: Мне было обидно, конечно (смеется).

Ян: Да у него шанса не было обидеться. Ему дали слова прямо с первой игры. Они сразу поняли, что все в порядке, и ему надо давать слова, иначе будет катастрофа.

А как вам игралось на одной сцене тогда? Вы помните? Потому что это взаимодействие одного рода, а сейчас, уже в статусе актеров на сцене - другого. Было то, что называется «химией» на сцене?

Олег: Ну естественно, вообще у нас с Янчиком сразу заладилось. Мы очень сильно подружились, когда начался КВН. Тогда в нашей первой совместной сценке «ремонтная бригада «Черно-белая кошка» я играл Горбатого. Ян играл Промокашку. И с того момента мы практически не расставались никогда. Даже когда он эмигрировал, мы все равно продолжали видеться. Ян приезжал в Одессу, снимался в «Джентльмен-шоу». Я приезжал в Израиль. Мы все время общались. Очень много лет провели вместе и на сцене, и по жизни. И семьи дружат, и дети.
Очень сразу это дело выстрелило. И мы на следующий день после выхода в эфир той игры проснулись знаменитыми практически на весь большой Советский Союз.

Момент, когда вчера про тебя никто не знал, а сегодня показывают пальцем на улице - как вы восприняли это?

Ян: Олег тогда преподавал в университете, поэтому там еще дополнялось все тем, что студенты, скажем литературно - обалдели, когда увидели. Вроде вчера был преподаватель как преподаватель, двойки раздавал. А тут о-па - ничего себе. А я работал начальником цеха. И тоже это привело, конечно, в дикий восторг и непонимание моих подчиненных и коллег.

Олег: На самом деле, конечно, это было потрясение.

Олег, ну вы оказались в опасном положении, потому что преподаватель в университете, и вокруг не только студенты, но и студентки.

Олег: Да, как говорит молодое поколение, it's a challenge. Конечно, это некий вызов. Я 20 лет проработал в университете, был доцентом, защитил кандидатскую, написал докторскую. То есть я все время находился в окружении людей. А самые красивые девушки, конечно, в Одессе учились у нас на Инъязе. И если бы моя жена была ревнивая, она бы меня давно убила. Но как-то так получилось, что я выдержал это испытание, и вот я здесь.

После КВН был период «Джентльмен шоу», которое, конечно, смотрели абсолютно все, потому на всю страну показывали одесситов с одесским юмором, и это не было похоже ни на что.

Олег: Пилот программы, который мы сняли в Одессе, взяли без оговорок на тогда только создававшийся канал РТР. У нас было два условия: мы всё делаем в Одессе и нашу программу «не режут». И вы знаете, нам пообещали и сдержали обещание, не вырезали ни одного слова. Семь лет мы выходили на РТР сперва в ежемесячном, а потом в еженедельном формате, по четвергам, в 19.00, в прайм-тайм. Потом, когда уже в Украине появился телеканал «Интер», мы еще шесть лет выходили там. В общей сложности мы продержались 16 лет.

То есть привычка шутить у вас двои наработана десятилетиями. Вы как-то развиваете это умение? Тренируете свое чувство юмора? Или одесситам это не нужно?

Ян: Я могу сказать, что чем больше стараешься тренировать, тем хуже получается на выхлопе. Поэтому всё должно идти от души. И всё должно быть натуральным. Не все одесситы шутят. Не все одесситы умеют шутить нормально. Некоторые шутят ужасно. Такое мы тоже очень часто встречали. На наше счастье, тогда была создана команда совершенно уникальная.

Олег: Самое интересное, что в основном, в подавляющем большинстве своем, это были технари. Причем совершенно блестящие. Алик Тарасуль, с которым мы очень много лет работаем, который, собственно, придумал «Джентльмен-шоу», а потом все наши остальные телевизионные проекты, включая такие одиозные, как «Голые и смешные», «Фабрика анекдотов», «Сделай мне смешно» и так далее. Замечательный проект Яна «Одесские рассказы» по произведениям Гарика Голубенко «Рыжий город». Игорь Меняйло, человек, который придумывал на ходу анекдоты, которые потом уходили в народ, Женя Хаит, Юра Сычев, Толя Контош, Женя Каминский, который в Америке сейчас. И все физики, математики, химики, которые и составляли ударное ядро нашей авторской группы. А мы уже это все показывали.

Показывать на телевидении, в концерте, в КВН - это одно. Играть как актеру в спектакле - это совсем другое. Как вы на это решились?

Олег: Началось все с пьесы Тарасуля «Ураган по имени Одесса», в которой нас пригласили с Яном играть в два состава. Я очень долго колебался, прежде чем согласиться. Понимал, что в телевизионной работе я понимаю всё, и опыт работы с залом у меня есть. Но опыта сценической работы как актера у меня не было. Там ты не имеешь права на ошибку, дубль не переснимешь. Вышел на сцену и вперед. Причем надо это делать так, чтобы люди тебе поверили. Я очень опасался и долго не решался, а потом решился и понял, что все нормально, что я могу это делать. И вот мы уже сделали восемь спектаклей, в которых я играю главные роли. Я понял, что в принципе народного артиста Украины мне дали заслуженно.

Ян: Мне было проще, потому что до этого у меня уже был моноспектакль «Одесские рассказы», о котором Олег упоминал, и с которым я объездил весь мир.

Вот сейчас вы выходите вместе на сцену вдвоём в спектакле «Сделаны в Одессе». Вам легко играть вдвоём на сцене?

Олег: Вы знаете, спектакль, во-первых, сам по себе очень правильно сделан. Тема классная и животрепещущая. Два эмигранта, которые в свое время покинули Одессу.

Ян 32 года тому назад, а мой герой 30 лет тому назад. Ян уехал в Израиль, мой герой уехал в Америку. Они встречаются во дворе Одесского роддома №2, что на Старо-Портофранковской. Они не виделись все это время. Естественно, узнают друг друга. Почему они встретились? Потому что оба в какой-то момент пообещали себе, что их внуки будут одесситами. И эти люди начинают вспоминать детство, юность, молодость. Я рассказываю про то, как я работал лабухом в ресторанах. Ян рассказывает о холере в Одессе, об одесских женщинах. Всевозможные истории, реально очень смешные, отлично написанные. И Ян добавил в пьесу Александра Тарасуля много своих историй. Конечно, с его согласия (смеется). Поставила спектакль режиссер, с которой нам очень повезло, потому что она тоже из нашего профсоюза (смеется), из Одессы - Лена Пушкина. Лена - директор и главный режиссер Одесского драматического театра. Мы собирались играть этот спектакль в Израиле, когда еще не было ковида и этого ужаса войны. Мы с Яном играли его в Одессе, в Виннице, в Киеве. Собирались полные залы. На наш спектакль все идут, потому что это про их молодость, про их жизнь.

Ян: Несмотря на то, что спектакль называется «Сделаны в Одессе», и можно подумать, что это спектакль для одесситов, это совсем не так. Вообще не имеет значения, сидят в зале одесситы или минчане, тбилисцы или ереванцы. Это просто такой душевный, честный спектакль, на который нужно сходить. Я могу даже сказать, что спектакль современный, и в связи с событиями в Украине, с нападением на страну, нам пришлось кое-что поменять, потому что жизнь поменялась.

То есть получается, что каждый, кто придёт в зал, найдёт свою Одессу, даже если он не имеет к ней никакого отношения.

Ян: Да. Мы приглашаем. Все, кто нас читает, кто нас смотрит, кто нас слушает, пожалуйста, приходите. Я думаю, что за эти два часа вы получите много юмора, немного ностальгии и массу удовольствия. Ждём вас всех.

Билеты на спектакли «Сделаны в Одессе» можно купить по ссылке

Читайте также