Совсем скоро, 8 апреля, в Израиле состоится премьера спектакля «Натан» режиссера Татьяны Марек по роману Артура Соломонова с Анатолием Белым в главной роли. О том, кого он играет, и причем тут енот, Анатолий рассказал в преддверии премьеры.
Когда слышишь про енота, тем более, говорящего, людям, знакомым с современным кинематографом, сразу вспоминаемся енот Ракета из «Стражей галактики», воспитанным же на советском кинематографе на память приходит «Крошка енот». О каком еноте речь идет в спектакле? Кто главный герой?
Если я сейчас скажу, кто такой главный герой, то это будет спойлер. Я скажу так, что, во-первых, по жанру и роман, по которому написана пьеса, и спектакль - это такая фантастическая ирония, даже не сатира, но какая-то фантасмагория, дичь совершенная. Я бы прямо жанр этого спектакля назвал «дичь», что в общем, соответствует сегодняшнему времени. Спектакль в новом жанре «дичь». Хоть в программку вставляй. Такого еще не было. И абсолютное соответствие жанра сегодняшнему дню. То, что мы видим вокруг - поголовное сумасшествие, мир сходит с ума, люди сходят с ума пачками, и все, что они творят, что говорят, все это нашло отражение в романе. Прежде всего, хочу сказать, что текст очень смешной, прямо гомерически, и его просто надо донести до зрителя. Кто такой главный герой Натан? Это человек, который везде, всюду, всегда выдумывает какие-то совершенно фантастические проекты развития современного мира. Как назвать такого человека? Бендер нашего времени, или Чичиков, например.
Он трикстер? Плут?
Натан скорее не обманщик, а придумщик, мечтатель, фантазер. У него все время в голове какие-то сумасшедшие проекты по изменению мира, фантастические мысли по его улучшению, и это точно соответствует тому, что происходит сейчас. Такая ядерная смесь смыслов у Соломонова, и они так классно поданы, что надо просто прийти и посмотреть.
Прямо классический сказочный сюжет, герой и его сказочный помощник. Как Иван царевич и серый волк. А тут Натан и енот. Кто твой напарник?
Енот. Просто настоящий говорящий енот. Существует целое сообщество людей, которые обожают енотов, держат их дома. Есть целые огромные аккаунты, посвященные енотам, потому что они очень милые и смешные, подушечки, в которые можно уткнуться, которых можно гладить - такой антистресс. Мы все в диком стрессе живем, и каждый стремится выбрать себе антистресс - кто котиков, а кто енотиков. Потому и становятся они героями произведений.
Говорящий енот, сопровождающий великого реформатора?
Это очень смешно. Если представить правительства некоторых стран, то там обязательно есть такой персонаж. Наш енот - копирайтер. Он пишет тексты людям, которые потом вещают с трибун. То есть мы слышим от них тексты, которые мог написать только енот. Полный абсурд.
Ты не в первый раз уже работаешь с Артуром Соломоновым, и регулярно выходишь на сцену в спектакле по его пьесе «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Насколько я понимаю, «Натан» не похож на знакомые тексты Соломонова.
В нем знакомый юмор, тоже сатира на сегодняшний день. Но доведенная до абсурда. Полная фантасмагория, пронизывающая ткань текста Соломонова. Мне кажется, я тексты Артура по-своему чувствую, с актерской, сценической точки зрения. Он очень репризный. В нем уже заложен такой юмор, что как бы ничего и делать не надо - он говорит сам за себя.
Ты играл что-то в подобном жанре?
Очень мало. Меня все больше не роли героев приглашали. Но был спектакль по пьесе братьев Пресняковых «Пленные духи», который я в Москве играл в центре Высоцкого почти 20 лет. Вполне исторический сюжет, в центре которого любовный треугольник: Александр Блок, Любочка Менделеева и Андрей Белый. Они чуть не стрелялись из-за нее. И это Пресняковы преподнесли в виде литературного анекдота. А режиссер Владимир Агеев в свое время сделал из этого практически комедию дель-арте. Я играл Белого как Арлекина практически, который врывается в пространство, все ставит с ног на голову, скачет кентавром и так далее. Собственно, меня взяли на роль чисто поржать и для маркетинга - Белый играет Белого. Так и играли 19 лет с огромным удовольствием. И что-то есть похожее драматургически у этих постановок.
Читайте также
- Последний шанс для театралов Израиля прикоснуться к творчеству Жени Беркович - «Считалка» на израильских сценах
- Встретим Хануку и Новый год с «Пеппи Длинный Чулок» в Театре Zero
- Майкл Наки в Израиле: единственная встреча с израильской аудиторией
- Авторская программа Владимира Молчанова "До и после" в декабре в Израиле
- Дворжак, Бетховен - концерты Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и Израильской Оперы в ноябре
Расскажи про режиссера спектакля, потому что взяться за такой текст - задача не простая.
Режиссер у нас тоже енот. Надо же как-то соответствовать стилю произведения, поэтому все совпало. Режиссер спектакля - замечательная Таня Марек. Она, собственно, играет у нас енота. Очень талантливый, самоотверженный, совершенно театральный человек, по природе своей абсолютный панк, готовый на любые эксперименты. В общем, Таня замечательный режиссер и по совместительству енот.
Зрителей ждет, большое открытие. Вы планируете ездить с этим спектаклем?
Надеюсь, что после показов в Израиле, поедем на гастроли. Спектакль компактный, удобный, легко перевозимый. Всего два человека и немного реквизита, разбросанного по сцене. Для меня самое главное, что зрители, придя на нашего «Натана», посмеются. Мне кажется, это терапия, когда можно и нужно смеяться. Самое правильное, что мы можем сегодня сделать - это смеяться над злом. Вот мы над ним и смеемся.
Премьера спектакля «Натан» состоится 8.04.2024 в Центре Сюзан Далляль в Тель-Авиве. Билеты можно приобрести по ссылке