Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и Израильской Оперы представляет в апреле уникальную программу «Исповедь души», в которой объединены два известнейших и любимых оркестровых произведения, исполняющиеся во всех концертных залах мира. На одной сцене сходятся столетия: Концерт для скрипки с оркестром Иоганнеса Брамса и Вторая симфония Яна Сибелиуса. Кроме того, на этой же сцене встречаются выдающиеся музыканты, представители двух поколений - молодая скрипачка Клара Юми Янг, впервые приезжающая в Израиль, и американский дирижер венесуэльского происхождения Ильич Ривас.
Брамс
Летом 1878 года 45-летний Иоганнес Брамс уже был автором трех струнных и трех фортепианных квартетов, двух симфоний, одного реквиема, фортепианного концерта и множества вокальных сочинений. И, поскольку он последовательно и строго создавал сочинения практически во всех жанрах, настало время скрипичного концерта. Но Брамс был пианистом. Возможно, партитуру скрипичного концерта он уничтожил бы, как и все свои сочинения, которыми он оставался недоволен. Но этого не случилось, благодаря другу Брамса, выдающемуся скрипачу Йозефу Иохаиму.
За 30 лет до этого Брамс услышал, как 17-летний тогда Йозеф играет Скрипичный концерт Бетховена. Это было потрясением для юного Иоганнеса, и он не мог даже представить, что вскоре они станут лучшими друзьями. Через пять лет именно Иохаим представил молодого пианиста Брамса из Гамбурга влиятельному Роберту Шуману и его жене Кларе, с которой скрипач много выступал. Потом Иоахим всю жизнь поддерживал Брамса, был первым исполнителем его произведений и горячим пропагандистом его музыки. Он же стал главным консультантом во время сочинения скрипичного концерта.
Летом 1878-го Брамс и Иохаим обменялись сотнями писем, полных сомнений и споров. Вначале предполагалось, что в Концерте будет 4 части, но незадолго до премьеры Брамс сообщил, что вычеркнул неудачные средние части, заменив их «плохоньким Adagio». В итоге Брамс написал Концерт по классическим канонам. И, как было принято в музыке в то время, каденцию (большое виртуозное соло) сочинил исполнитель, Йозеф Иоахим. До сих пор музыканты играют именно ее.
Это произведение Брамс посвятил Иохаиму. Третья часть Allegro giocoso построена на венгерских танцевальных мелодиях: Иохаим был из еврейской семьи, жившей в Венгрии.
1 января 1879 года произведение было впервые исполнено в Лейпциге. Йозеф Иоахим играл концерт на скрипке Страдивари 1715 года, которая сегодня называется «Ex-Joachim» и является одной из самых дорогих скрипок в мире. Прием был сдержанным. Известный дирижер Ганс фон Бюлов говорил, что Концерт Брамса написан не «для скрипки», а «против скрипки», настолько сложна и виртуозна скрипичная партия и слишком вплетена в оркестровую ткань. Польский скрипач Генрик Венявский утверждал: сыграть концерт невозможно. А испанский композитор и скрипач Пабло де Сарасате отказывался играть брамсовский концерт, объясняя это нежеланием «стоять на сцене со скрипкой в руках и слушать, как гобой играет единственную мелодию в Adagio». И действительно, во второй части гобою отдана большая часть времени.
Сам Йозеф Иохаим говорил, что концерт Брамса для скрипки с оркестром ре-мажор является одним из четырех великих скрипичных концертов, написанных немецкими композиторами (имея в виду также концерты Бетховена, Бруха и Мендельсона).
И сегодня этот концерт признан шедевром западноевропейской музыки, раскрывающей все грани скрипичного звука.
Сибелиус
Финский композитор Ян Сибелиус родился в 1865, ему было всего 14 лет, когда был впервые исполнен концерт Брамса,описанный выше.
Читайте также
- 5 удивительных фактов из жизни Губермана
- Новое шоу ансамбля «Маюмана» в дни праздника Ханука
- Впервые в Израиле! «Отелло» Джузеппе Верди в постановке знаменитого английского режиссера Эдриана Ноубла
- Леонид Пташка рассказал о друзьях Израиля и какую слушать музыку в наше время
- Новогодний концерт в Герцлии
Сибелиус стал, пожалуй, единственным всемирно известным композитором родом из Финляндии. Еще при жизни он был удостоен на родине таким почетом, каким не пользовался ни один музыкант в мире. Помимо музыки, он оставил после себя массу занятных высказываний и афоризмов. Например: «Моя оркестровка лучше, чем у Бетховена, и у меня есть лучшие, чем у него, темы. Но он родился в стране вина, а я в стране, где властвует кефир». На самом деле он, швед по происхождению, был до мозга костей патриотом земли, на которой жил. В его творчестве всегда была сильна связь с финским эпосом и фольклором. В Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи, росло стремление к независимости. И Сибелиус стал иконой, символом величия страны.
В начале карьеры Сибелиус был автором камерных произведений. Но во время учебы в Вене он полюбил оркестровую музыку. В 1899-м году он написал Первую, а в 1903-м году - Вторую симфонию, про которую сам Сибелиус сказал, что эта симфония «является исповедью его души».
Обращение к этому жанру привело Сибелиуса к музыкальной вершине. «Музыка для меня как красивая мозаика, которую сложил Бог. Он берет все кусочки в руку, бросает их в мир, а мы должны воссоздать и из этих элементов картину» - писал он в то время. В симфонии соединяется пасторальная, природная первая часть и сумрачность, которой проникнута красивая и выразительная вторая часть. В этой музыке Сибелиус будто предугадывает свою дальнейшую трагическую судьбу. Уже в двадцатых годах у него начался серьезный кризис, в тридцатых он почти перестал сочинять. Восьмую симфонию, которая должна была стать главным шедевром, он писал много лет, а затем сжег ее. И прожил почти до 100 лет в творческом молчании и отчаянии.
Дирижер Ильич Ривас
30-летний американский дирижер венесуэльского происхождения Ильич Ривас - настоящий феномен в мире классической музыки, один из талантливейших дирижеров молодого поколения.
Ильич Ривас происходит из известной музыкальной семьи и с раннего возраста учился дирижированию у своего отца - Алехандро Риваса, музыкального руководителя Симфонического оркестра в Денвере, известного дирижера, продолжающего оставаться его главным наставником по сей день. В 2009 году Ильич оказался в числе нескольких молодых дирижеров со всего мира, отобранных для участия в престижных мастер-классах Cabrillo Festival Conductors в Калифорнии, где он произвел сильное впечатление как на Марин Олсоп, так и на Густава Майера.
Свою карьеру он выстраивает сознательно и без спешки. Он дебютировал в возрасте 16 лет с Симфоническим оркестром Атланты; впоследствии успешно выступал с рядом ведущих оркестров в Европе и США, включая Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Шведского радио, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Гётеборга, Симфонический оркестр Штутгартского радио, Симфонический оркестр Франкфуртского радио, Романский оркестр Швейцарии, Симфонический оркестр Кастилии и Леона и Симфонический оркестр Галиции.
Ильич Ривас работал помощником дирижера в Лондонском филармоническом оркестре, был удостоен двухлетней должности дирижера Балтиморского симфонического оркестра. Изучал дирижирование в Консерватории Пибоди под руководством легендарного педагога Густава Майера и тесно сотрудничал с Балтиморским симфоническим оркестром. Он был приглашен Майклом Тилсоном Томасом дирижировать Симфоническим оркестром в Сиднейском оперном театре, и приобрел заметный опыт работы с молодыми музыкантами и студенческими ансамблями, дирижируя фестивальным оркестром Вербье, оркестрами Лондонского Королевского музыкального колледжа и Австралийской Национальной музыкальной академии в Мельбурне, Молодежным оркестром Америки и Молодежный оркестр в Баи в Бразилии.
В последние сезоны Ривас сотрудничал с Миннесотским оркестром, Национальным оркестром Лиона, Оклендской филармонией, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Познаньским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Норчепинга, Симфоническим оркестром Уппсалы, Филармоническим оркестром Брно, Cameristi della Scala и Deutsche Radio Philharmonie Saarbrücken Kaiserslautern, а также выступал на музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне с Ганноверской радиофилармонией NDR. Ильич Ривас успешно дебютировал с Национальным оркестром Иль-де-Франс в Парижской филармонии, а также с Национальным симфоническим оркестром в Дублине.
Ильич Ривас также приобрел значительный опыт как оперный дирижер. После трехлетней программы наставничества под руководством дирижера Владимира Юровского на оперном фестивале в Глайндборне, его пригласили дирижировать полными постановками для Глайндборна. Как оперный дирижер он также выступал в Британии и Нидерландах.
Ильич Ривас был награжден премией Бруно Вальтера за дирижирование и премией Юлиуса Бера в Швейцарии, присуждаемой Фестивалем Вербье музыкантам исключительного дарования.
Скрипачка Клара Юми Канг
Скрипачка Клара Юми Канг - немецкая скрипачка корейского происхождения, артистка нового века, обладающая высочайшим уровнем мастерства и музыкальности. Она родилась в Германии, начала играть на скрипке в 3 года, а уже через год стала самой молодой ученицей Мангеймской музыкальной школы. Канг училась в Любекской школе у Захара Брона, в Джульярдской школе в Нью-Йорке, в Корейском университете искусств и в Мюнхенской музыкальной школе у Кристофа Поппена.
Она несколько раз побеждала в международных конкурсах скрипачей. Ей всего 36 лет, но у нее уже сложилась блистательная исполнительская карьера. Клара Юми Канг дебютировала с Гамбургским Симфоническим оркестром в возрасте пяти лет и с тех пор выступала с оркестрами, включая Варшавский филармонический оркестр, Кельнский камерный оркестр, Венский камерный оркестр, Мариинский оркестр, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Швейцарии, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр с такими дирижерами, как Борейко, Федосеев, Гергиев, Кремер, Мена, Поппен, Франсуа Ксавье Рот, Варга, Лю Цзя, Чанг, Холлигер, Маркл и Ямада.
Клара Юми Канг удостоена самой престижной корейской премией Daewon Music Award за выдающиеся концертные достижения на мировой сцене. В 2012 году крупнейшая корейская газета DongA включила скрипачку в сотню наиболее многообещающих и влиятельных людей будущего.
В апреле 2023 года израильская публика получает возможность услышать музыку, соединяющую столетия, культурные традиции и страны. Услышать эту программу и увидеть суперзвезд классической музыки вместе с одним из лучших израильских коллективов, Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона и Израильской Оперы можно будет в Ришон ле-Ционе, Тель-Авиве, Реховоте и Ашдоде.
******
Симфонический оркестр Ришон ле-Циона и Израильской Оперы
Симфоническая серия. Confession of the Soul. Исповедь души
В программе: Иоганнес Брамс. Скрипичный концерт.
Ян Сибелиус. 2-я Симфония
Дирижер - Ильич Ривас.
Солистка - Клара Юми Канг (скрипка).
Ришон ле-Цион
13 апреля, 20:00
15 апреля, 21:00
Тель-Авив:
16 апреля, 20:00
Реховот
18 апреля, 20:00
Ашдод
20 апреля, 20:30
Билеты в кассе «Браво»
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting