Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+22+13
Иерусалим
+19+10

Карман

А
А

«Ричеркар» и Израильский Камерный Оркестр

«Ричеркар» - загадочное слово для тех, кто не изучал музыкальную грамотность. «Ричеркар» - как все таинственное и непонятное - не может не привлекать.

07.11.2022
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба Израильского Камерного Оркестра / Michael Pavia

На деле, Ричерка́р (от итал. ricercare - изыскивать; отсюда ricercar - «разыскание», «изыскание») - жанр многоголосной инструментальной (реже вокальной) музыки в западной Европе 16-17 веков.

«Ричеркар» - так называется произведение известнейшего израильского композитора Мордехая Сеттера для скрипки, альта и виолончели с оркестром, которое будет исполнено в серии «Классический сезон» Израильского Камерного Оркестра 30 ноября и 1 декабря 2022 года в зале «Реканати» Тель-Авивского музея искусств. В этой же программе прозвучат 55-я симфония Гайдна и Концертная симфония для духовых и оркестра ми-бемоль мажор Моцарта.

Кто же такой Мордехай Сетер в этом композиторском триумвириате? Его считают представителем экспрессионизма в израильской музыке. Он - один из первых композиторов в Израиле, педагог, пианист, лауреат Государственной премии Израиля, лауреат премии Италии - родился в Новороссийске в Российской империи в 1916-м году под именем Марк Староминский; скончался в Тель-Авиве в 1994 году. В Эрец-Исраэль оказался в возрасте 10 лет, репатриировавшись вместе с семьей в 1926 году.

Сетер учился игре на фортепиано в Тель-Авиве, тогда же начал сочинять музыку. В 1932-37 гг. учился в Париже композиции в «Эколь Нормаль» у Нади Буланже, брал уроки у Игоря Стравинского. В эти годы Сетер писал музыку под влиянием французской школы импрессионизма. Вернувшись из Франции , Сетер занялся изучением фольклора восточных еврейских общин и начал создавать инструментальную музыку, включая в нее элементы сефардского фольклора и фольклора йеменских евреев, сочетая восточный фольклор с современной музыкальной техникой.

И еще Сетер много преподавал. В том числе и в Академии. И среди его учеников - Гари Бертини, тот самый Гари Бертини, кто основал Израильский Камерный Оркестр в 1965 году и возглавлял его на протяжении 10 лет до 1975 года.

Вскоре после возвращения Сетера из Парижа ему подарили том еврейско-испанских сочинений из «Антологии израильской музыки» музыковеда Авраама-Цви Идельсона. Позже Сетер осуществил свой собственный этно-музыкальный проект, записав 144 традиционные испанские мелодии. В то время он написал много хоровых произведений. В конце 1940-х годов Сетер сместил свое творческое направление с хора на инструментальные ансамбли, но даже здесь сохранился восточный мелос. Самое известное из этих произведений - «Ричеркар» - произведение для скрипки, альта, виолончели с оркестром, которое он писал почти три года, между 1953 и 1956 годами.

«Ричеркар» построен как драма взаимоотношений между тремя образами - лидерство, искушение и вера. Сетер внес конкретную автобиографическую интерпретацию «личности» трех этих образов: это «тройка», прозвище, которое приклеилось к тель-авивским композиторам Партошу, Босковичу и самому Сетеру. Согласно этому, тема «лидерство» должно было символизировать Партоша, «искушение» Босковича и «вера» - самого Сетера.

Какова же связь музыки Сетера с музыкой Гайдна и Моцарта? Почему их произведения исполняются в одной программе?

Хотя бы потому, что характерной чертой произведений Йозефа Гайдна также была связь с фольклором и в его музыке можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его сочинения столь узнаваемыми. В этом также отразилось мироощущение Гайдна, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире.

Гайдн, известный прежде всего как создатель симфоний и квартетов, принадлежит к знаменитой плеяде композиторов, внесших существенный вклад в реформирование музыкальных жанров. Гайдна по праву называют «отцом симфоний» - он создал новый стиль камерной музыки. Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, но только Гайдн довел ее до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. В целом, творческое наследие его огромно - около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени - симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы.

У 55-й симфонии Гайдна, сочиненный им в 1774 году, есть название - «Школьный учитель» («Der Schulmeister»), данное этой симфонии издателем в начале 19 века. Такой образ был подсказан ему характером второй части (Adagio ma semplicemente).

«Никто не умеет так веселиться, потрясать, вызывать смех и трогать до слез - и это все с одинаковым совершенством» - так писал о Гайдне Вольфганг Амадей Моцарт. В состав оркестра при исполнении 55-й симфонии Гайдна, написанной в тональности ми-бемоль мажор, входят 2 гобоя, фагот, 2 валторны и струнная группа. А для исполнения Концертной симфонии для духовых и оркестра Моцарта - Sinfonia Concertante K.297b, также написанной в тональности ми- бемоль мажор в 1778 году, нужны солирующие гобой, кларнет, валторна , фагот и камерный оркестр.

Это сочинение окутано тайной - когда и для кого оно было написано, и действительно ли Моцарт сочинил эту музыку? Пианист и исследователь творчества Моцарта Роберт Левин посвятил этой теме 500-страничную книгу, но так и не смог раскрыть эту загадку. Хотя слушатели скажут, что это, без сомнения, настоящий Моцарт, но те, кто любит исследовать исторические сюрпризы, останутся заинтригованными.

Из писем Моцарта к отцу известно, что в 1778 году, во время своего пребывания в Париже, он написал Концертную симфонию для флейты, гобоя, валторны, фагота и оркестра для четырех друзей-музыкантов, которые были соответственно флейтистом, гобоистом, фаготистом и валторнистом, также жившими в Париже. Ни один композитор не разбирался в то время в духовых инструментах лучше, чем Моцарт, однако рукопись с автографом Моцарта исчезла, а вместе с ней и все следы произведения.

В 1869 году, примерно через восемьдесят лет после смерти Моцарта, немецкий биограф Отто Ян нашел «Моцартовскую» Sinfonia Concertante (партитура написана не почерком Моцарта) для гобоя, кларнета, фагота и валторны, но не то сочинение, которое Моцарт обещал переслать своему отцу. Действительно ли произведение принадлежит Моцарту? Предполагая, что оригинальный автограф, который, по словам Моцарта, он оставил в Париже, утерян, мог ли он написать второе произведение для немного других инструментов? Довольно неубедительное объяснение, данное им отцу по поводу пропажи этой рукописи в Париже, вызывает подозрения. Как бы ни было, история этой музыки туманна, но звуки этой музыки божественны.

Израильским Камерным Оркестром продирижирует на сей раз Нитай Рах - дирижер, пианист и аккордеонист, последние два года работавший ассистентом дирижера в Израильском Камерном оркестре благодаря победе в организованном оркестром конкурсе «Теплица дирижеров». В этом году Нитай Рах получил первую премию и приз «Выбор оркестра» на международном конкурсе дирижеров «Wiener Schule» в Вене, а в прошлом году - на конкурсе «Золотая дирижерская палочка» Хайфского Симфонического оркестра.

Среди музыкальных коллективов, которыми он руководил в Израиле, - Иерусалимский Симфонический Оркестр, Хайфский Симфонический Оркестр, Израильская симфониетта Беэр-Шевы, «Симфонет Раанана» и другие. В Европе Нитай Рах дирижировал оркестром Гайдна в Вене, Симфоническим оркестром города Пазарджик в Болгарии и Оркестром Технического университета Дрездена.

Солисты:
Элина Гуревич - скрипка
Мириам Манашеров - альт
Антон Андреев - виолончель
Хила Цабари Пелег - гобой
Семён Оситянский - кларнет
Галь Варон - фагот
Итамар Лешем - валторна

Мордехай Сетер (1916-1994)

«Ричеркар» для скрипки, альта, виолончели и оркестра

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Концертная симфония для духовых инструментов с оркестром ми-бемоль мажор, K b297

Йозеф Гайдн (1732-1809)

Симфония № 55 («Школьный учитель») ми-бемоль мажор

Среда 30.11.22 в 20:00

Четверг 1.12.22 в 20:00

Тель-Авивский художественный музей, Зал Реканати

Заказ билетов здесь

Читайте также