Оперы Моцарта и Дворжака, музыка из Японии и Мексики; Россини, Мендельсон, Брамс, музыка французская и итальянская, мастер-классы и конкурсы, бесплатные мероприятия, неосюрреализм, роль чудесного, нерутинного, дерзкого, критикующего помпезную эстетику в творчестве и многое другое. Все это на 3-м Фестивале Лирической Оперы в Иерусалиме и в Тель-Авиве с 11 по 28 июля.
Фестиваль Лирической Оперы в Иерусалиме стал, начиная с 2019 года, флагманским событием, призванным представить Иерусалим как место для новых и уникальных сценических и музыкальных переживаний. Особые постановки самых известных и популярных произведений мирового оперного репертуара составляют ядро фестивальной программы. Миссия фестиваля - поощрять взаимный культурный диалог между народами, создавая новые возможности для улучшения и продвижения музыки и оперы как одних из самых высоких форм искусства и универсального языка. В оперном жанре заключены большие возможности для достижения этой цели, ведь опера - самое массовое по арсеналу средств музыкальное искусство.
Музыка и культура - это пища жизни, и этот фестиваль, безусловно, привносит свет и мощь музыки в нашу жизнь в этот непростой период.
В этом году в рамках фестиваля будет представлено более 20 спектаклей , среди них шедевры мировой оперной классики: «Так поступают все» Моцарта, «Русалка» Дворжака, «Тоска» Пуччини, а также концертные программы, семинары, открытые мастер-классы, международный конкурс и другое.
Иерусалимский Оперный Фестиваль пройдет этим летом в Иерусалиме в третий раз. Изначально целью фестиваля было знакомство широкой аудитории с талантливыми певцами, дирижерами и режиссерами, работы которых можно часто видеть в Европейских Оперных Театрах, и, к сожалению, не часто в Израиле. Также одной из наших целей было открытие новых молодых талантов, так как в последнее время заявить о себе молодому исполнителю бывает достаточно сложно. При этом мы хотим показать нашим иностранным гостям: именитым певцам, дирижерам, директорам оперных театров, что у нас есть тонкая и понимающая публика и прекрасные исполнители.
В этом году при выборе кредо фестиваля его руководители обратились к творчеству неосюрреалистов. Фраза Анри Бретона, одного из основателей сюрреализма «Красота должна быть подобна судороге, иначе ей не выжить» четко отражает концепцию фестиваля этого года. Роль произвольного в искусстве, так присущего сюрреализму, проникло во множество аспектов современного артистизма, театра, музыки и художественного быта. В свете нынешней ситуации глобальных изменений, пандемий и военных конфликтов, идеи неосюрреализма с его уникальным миром иллюзий, фантастических снов и призрачных миров мечтаний вновь стала не только актуальной, но и желанной и отражена в программе фестиваля: как в крупных оперных постановках, так и в концертных проектах. Так атмосфера «Русалки», созданная режиссером Екатериной Корабельник на музыку Дворжака, передает настроение чудесного, открывает вход в сферу фантазий и желаний. Эту оперу можно будет послушать 20 и 25 июля в Иерусалиме, а 24 июля в Тель-Авивском музее искусств в сопровождении музыкантов Иерусалимского Симфоническим оркестра в необычной, оригинальной обработке для 14 инструментов. В этой постановке использован опыт Английской Национальной Оперы, обратившейся к подобной практике еще в 2006 году. Оригинальная оркестровая версия, подготовленная специально для Фестиваля Лирической Оперы полностью передает атмосферу «Русалки», раскрывая чувства и мечтания героев.
Что же касается представлений оперы Моцарта «Так поступают все» в постановке Констанце Кенеман (21 и 22 июля в Иерусалиме), то и здесь отразилось влияние неосюрреализма с его иллюзорностью, но уже в атмосфере «рычащих» 1920-х годов, в изысканном стиле art déco, в создании двойной реальности.
Фестиваль Лирической Оперы в Иерусалиме, который проходит, как было отмечено, уже в третий раз (а три - это уже традиция) привлекает к сотрудничеству ведущие оркестры Израиля, дирижеров, режиссеров и солистов известных музыкальных театров Европы, среди которых маэстро Берникес - художественный руководитель Академии Театра Ла Скала, маэстро Святослав Борисов - музыкальный директор Оперного Театра Магдебурга, госпожа Сузанна Шмидт - кастинг-директор Фестиваля Брегенца и Оперного Театра Антверпена, режиссер Констанце Кенеман - Оперный Директор Гамбургской Оперы в 2014-18 гг., основатель агентства «Канто Плюс», режиссер Стефано Треспиди (Вице-Директор Фестиваля «Арена ли Верона») и многие другие.
Читайте также
Фестиваль Лирической Оперы в Иерусалиме - член международной организации Opera Europa, организации профессиональных оперных трупп и оперных фестивалей в Европе. Организация включает в себя 204 компании из 43 стран, среди которых Лондонская Королевская Опера, Театр Ла Скала, Зальцбургский Фестиваль и другие.
Новая фестивальная программа богата шедеврами оперного искусства. В программе «Тоска» Пуччини в постановке выдающегося французского режиссера Давида Бобеэ, «Так поступают все» Моцарта, «Русалка» Дворжака, являющаяся превосходным образцом традиции романтический оперы. Кроме того, вниманию публики будут представлены концерты, посвященные творчеству Дебюсси, Брамса, Россини и Мендельсона. Торжественное открытие фестиваля - гала-концерт под управлением маэстро Святослава Борисова (Музыкальный Директор, Оперный Театр Магдебурга), солистов международных оперных театров и Иерусалимского Симфонического Оркестра пройдет в «Театрон Иерушалаим» 16 июля.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ
7 июля, 19:00
«Опера и мода».
«Палас Модиин», улица Цеелон, 1, Модиин Маккабим Реут
Опера и мода связаны иногда больше, чем кажется на первый поверхностный взгляд. Миучча Прада создала костюмы для постановки «Аиды» в Метрополитен-опера, по эскизам Валентино была сшита одежда для героев «Травиаты» Верди, на сцене Римской оперы.
На представлении «Опера и мода» будут исполнены избранные арии из «Русалки» Дворжака, оперы «Катя Кабанова» Леоша Яначека, по мотивам драмы Островского «Гроза», «Проданной невесты» Сметаны, а также песни европейских композиторов-романтиков, таких, как Бела Барток и Станислав Монюшко.
Костюмы и украшения для участников этого представления созданы израильскими дизайнерами Наталией Бойчук и Майей Ноах, вдохновленными прекрасной музыкой великих композиторов прошлого.
11 июля, 15:00
Международный оперный конкурс - 1-й тур. Музыкальный центр «Гармония», улица Кореш, 1, Иерусалим
Слушателю предоставляется уникальная возможность присутствовать на первом отборочном туре Международного оперного конкурса в Иерусалиме. В жюри конкурса вошли всемирно известные оперных дирижеры, певцы и специалистов по кастингу из ведущих оперных театров мира. Публика же сможет одновременно наслаждаться исполнением любимых арий, и наблюдать за состязанием музыкантов, не уступающему по накалу эмоций любому другому соревнованию.
Вход - свободный.
12 июля, 17:00
Международный оперный конкурс - заключительный тур. Музыкальный центр Эден-Тамир, улица ха-Маайян, 29, Иерусалим.
Вход - свободный. Заключительный тур будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции «Коль ха-Музика».
16 июля, 21:00
Гала-концерт. Зал Генри Крауна, «Театрон Иерушалаим», улица Давида Маркуса, 20, Иерусалим
Гала-концерт - несомненно, одно из центральных и самых ярких событий Иерусалимского фестиваля лирической оперы 2022-го года. Не случайно его принимает одна из самых престижных музыкальных площадок столицы - зал Генри Крауна Иерусалимского театра.
18 июля, 18:00
«Путешествие с Россини»
Иерусалимская Академия музыки и танца, кампус Гиват-Рам Еврейского Университета, Иерусалим
Самые известные арии из лучших опер Джоаккино Россини. Блистательные и наиболее сложные вокальные партии, требовавшие величайшего мастерства исполнителей, те, которыми гордился даже сам композитор.
Вход - свободный.
19 июля, 18:00
Музыка Шуберта.
Иерусалимская Академия музыки и танца, кампус Гиват-Рам Еврейского Университета, Иерусалим
Это концерт-путешествие в прошлое, посвященный 226-й годовщине со дня рождения Франца Шуберта. Программа составлена из произведений современников композитора, а также его предшественников, кто оказал наибольшее влияние на рождение и развитие его музыкального гения. Внимательный слушатель сможет проследить за развитием идей, нашедших отражение в творчестве Шуберта.
Вход - свободный.
20 июля, 20:00
Антонин Дворжак «Русалка»
Музыкальный центр «Гармония», улица Кореш, 1, Иерусалим
Больше всего на свете Русалка, таинственная и неуловимая водяная нимфа, жаждет стать человеком, чтобы завоевать сердце юного принца. Но за это превращение ей придется заплатить высокую цену - если ей не удастся покорить принца, она навеки будет проклята и потеряет свой прекрасный голос. приходится платить: она потеряет голос и будет проклята навеки, если их история любви потерпит неудачу. Трагическая история любви и волшебная музыка Дворжака обретают новую жизнь в постановке Екатерины Корабельник.
21 июля, 12:00
Вольфганг Амадей Моцарт, опера-буффа «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»
Центр Жерар Бахар, улица Бецалель, 11, Иерусалим
Опера Моцарта «Cosi fan Tutte» в постановке Констанции Кенеманн стала блестящим образцом стиля ар-деко, как в визуальных решениях, так и в манере актерской игры. Этот яркий, экстравагантный стиль, родившийся в Америке 20-х годов прошлого века, стал мгновенно и головокружительно популярен в искусстве. Он продолжает оставаться таким и теперь, сто лет спустя, служит источником вдохновения для многих художников. В их числе и режиссер Констанца Кенеманн, и дизайнер Раиса Заслав, вместе они перенесли действие оперы в «шумные 20-е», в атмосферу удовольствий и бурного веселья эпохи «великого Гэтсби».
Спектакль проходит в сопровождении Симфонического оркестра Ашдода.
22 июля, 19:30
Вольфганг Амадей Моцарт, опера-буффа «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»
Центр Жерар Бахар, улица Бецалель, 11, Иерусалим
24 июля, 19:30
Антонин Дворжак, «Русалка»
Тель-Авивский художественный музей, бульвар Шауль ха-Мелех, 27, Тель-Авив
Больше всего на свете Русалка, таинственная и неуловимая водяная нимфа, жаждет стать человеком, чтобы завоевать сердце юного принца.
Больше всего на свете Русалка, таинственная и неуловимая водяная нимфа, жаждет стать человеком, чтобы завоевать сердце юного принца.
Но за эту метаморфозу приходится платить: она потеряет голос и будет проклята навеки, если их история любви потерпит неудачу. Трагическая история любви в постановке Екатерины Корабельник обретает новую жизнь в полном соответствии с волшебной и убедительной музыкой Дворжака.
25 июля, 20:00
Антонин Дворжак, «Русалка»
Центр Жерар Бахар, улица Бецалель, 11, Иерусалим
25 июля,
Душа Японии
Центр наследия Менахема Бегина, улица Sh.A.Nakhon, 6, Иерусалим
Концерт посвящен 70-летию установления дипломатических отношений между Израилем и Японией. В нем прозвучат отрывки из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и песни японских и европейских композиторов, таких как Далхаузи Янг, Юджин Магдалиц, Фуджи Киеми и других.
26 июля, 19:00
«Россини, Мендельсон и другие голоса»
Музыкальный центр «Гармония», улица Кореш, 1, Иерусалим
Иерусалимский фестиваль лирической оперы представляет оперные жемчужины Мендельсона и Россини - произведения, на протяжении столетий вызывающие восторг слушателей завораживающей виртуозностью и трогательной лиричностью.
26 июля, 20:00
«Женщины Брамса: музыка и поэзия»
Музыкальный центр Эден-Тамир, улица Ха-Маайян, 29, Иерусалим
Итак, кто же они, «женщины Брамса»?
Некоторые исследователи полагают, что Брамс видел в искусстве объект приложения и воплощения всех своих сексуальных желаний - в мире, отличном от обыденной социальной жизни.
Американский писатель и композитор Ян Своффорд в своей биографии Брамса указывает на то, что композитор пожертвовал любовью ради искусства. Вот как об этом пишет Своффорд: «В зрелости музыка Брамса сводилась к следующему: страсть, сдерживаемая абстракцией, личная боль, растворенная в безличной форме».
Короткая программа концерта вряд ли может исследовать эту тему всесторонне, однако, несомненно, даст слушателю пищу для размышлений и занимательных поворотов мысли.
27 июля, 19:30
«Да здравствует музыка Франции!»
Музыкальный центр «Гармония», улица Кореш, 1, Иерусалим
27 июля, 20:00
«Мелодии любви: музыка Дебюсси»
Музей итальянского еврейского искусства, улица Гилель, 25, Иерусалим
Известный музыковед и композитор Марк Девото писал о том, что каждый, кто знаком с музыкой Дебюсси, узнает характерный «звук Дебюсси», который представляет собой не одно, а множество качеств, и это неповторимое звучание Дебюсси делает стиль композитора мгновенно узнаваемым даже после первого прослушивания. В программе этого концерта прозвучат мелодии на стихи поэтов-символистов.
28 июля, 20:00
Джакомо Пуччини «Тоска»
Центр Жерар Бахар, улица Бецалель, 11, Иерусалим
Как можно сегодня поставить такую популярную оперу, как «Тоска»? Она десятилетиями не сходит со сцен самых главных оперных театров в мире. Однако режиссер Дэвид Бобе выходит за рамки трагической любовной истории, его высказывание - о «неблагополучном мире, коррумпированной системе, больном обществе». Олицетворением всех пороков этого мира - безнравственности, цинизма, стремлению к тирании, по версии режиссера, несомненно, является начальник римской полиции, коварный Скарпиа, тот, кто не перестает преследовать своего соперника Марио Каварадосси, чтобы завладеть прекрасной Тоской. Современная постановка, великая музыка Пуччини, «Тоска» на иерусалимской сцене ожидает своего зрителя.
28 июля, 18:30
Концерт мексиканской музыки
Музыкальный центр «Гармония», улица Кореш, 1, Иерусалим
Мексиканская музыка очень разнообразна. На концерте прозвучат известные мексиканские песни в исполнении оперных звезд Мексики.
********
Музыкальный руководитель Фестиваля Лирической Оперы - израильская пианистка, музыковед и педагог по вокалу д- р Соня Мазар, известный концертмейстер и одна из ведущих деятелей в области оперы в Израиле. Она преподает в Еврейском университете Иерусалима, где ей была присуждена награда Европейского форума за исследования в области итальянской оперы. Соня Мазар - лауреат Центра изучения итальянской культуры и Фонда Коринальди, член преподавательского состава Академим танца и музыки в Иерусалиме с 1997 года, где она работает лектором и педагогом по вокалу. Также она работает педагогом по вокалу в Израильской Опере.
Д-р Мазар является инициатором и соучредителем Иерусалимской лирической оперной студии. В 2018 году Соня Мазар стала музыкальным руководителем Фестиваля Лирической Оперы в Иерусалиме. Д-р Мазар регулярно выступает с сольными концертами на многих фестивалях в Италии, Бельгии, Эстонии и Израиле.
Сайт фестиваля