Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Карман

А
А

Бедный Сократ? Бедные мы…

Развлечения бывают разные, хотя, если вдуматься, их набор все же ограничен. Стол яств, концерт, бег, тренажер или другие спортивные радости, кино, театр, обсуждение одних людей с другими…

30.03.2022
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба театра

Тот театральный вечер, о котором я пишу эту краткую новеллу, как-то неожиданно вышел из ряда вон. Это было нечто иное. Никак не похожее на другие спектакли. В маленьком зале Камерного, который называют «Кафе-театрон», на исходе субботы, Алекс Анский поделился с публикой монологом-эссе, личным взглядом на историю и гения. Спектаклем, который даже спектаклем в полном смысле этого слова не является. Речь шла о Сократе, о человеке, которого никто до конца не понял, который не оставил нам ни одной написанной строки, ни одного документа. Он шагнул из жизни в легенду, и даже те, кто ничего не понимают в философии, не могут отличить стоиков от перипатетиков, не интересуются проблемами этой неуловимой и трудно достижимой материи - истины, знают имя и окантовку. Знают про суд, приговор и цикуту. Знают про Сократа.

Свой монолог, вечер-просвещение, свой тонкий интеллектуальный рассказ Алекс Анский назвал «Защита». «Апология», если по-гречески. Самое интересное, самое драгоценное в этом сократовском вечере заключалось в подаче. Сдержанной, величественной. Простой и значительной.

Перед началом в зале витала музыка, тихая, как легкий ветерок в ветвях. Потом актер вышел на сцену прямо из зала, надел очки, сказал, что в Древней Греции очков не было. Анский говорил спокойно и мягко, как говорят воспитанные, умные люди в гостях, не желая мешать другим вести свои пустые разговоры. Не пытаясь быть в центре. Не споря и не кокетничая. Он рассказывал про личность. Про Сократа, одинокого, странного, несчастливого. Хотя - разве философы рождаются для счастья? А мы все - разве для счастья идем по шипам и бездорожью…

Алекс Анский не пытается играть Сократа (не надевает тогу, не делает грим), но его убежденность, высокий гражданский тон, его ирония и серьезность переносят зрителей туда, на агору, в мир, где современники судили и осудили великого мыслителя.

Собственно, это и есть главная идея, ведущая тема высказывания израильского актера: плохо оборудован мир, в котором судят за мысль, за стремление понять, сравнить, вывести некие общие законы - и снова, опрокинув их, пойти вперед по дороге знания, понимания, мудрости. Не количеством, не толпой определяется истина. Подчас прав один, а толпа заблуждается. Одиночка бывает и умнее, и талантливее. Но это его не спасает. Толпа растаптывает. Ей мудрецы не нужны. Правители, как бы ни были они равнодушны к знанию, искусству, все же понимают: образованными, умными труднее управлять… Вот и кормят толпу подделками.

Сократ, как мы знаем из истории, проявил необыкновенную смелость на поле боя. Он рано преодолел свои слабости, - те, что так понятны и повсеместны. Ни страх, ни жажда богатства, ни стремление к власти его не ослепили. Вещи, которые гораздо важнее и глубже, влекли этого человека. И нам, притихшим в маленьком зале, странно очарованным полной печали и красоты мелодией Ави Беньямина, будто на короткое время открылось: вот оно - настоящее. Быть бесстрашным, не идти на поводу у чужого мнения, не юлить, не платить высокую цену за то, чтобы иметь возможность заплатить за океан разных пустяков. Не позволять себя загипнотизировать. Не опасаться пойти до конца за свои убеждения.

Читайте также

В финале Сократ - Анский возьмет чашу. Выпьет из нее. Именно этот момент было важно представить в исторически-театральной версии. Чаша. В ней смертоносная влага. Философ пьет свой яд. И в этот миг актер полностью перевоплощается. Это не элегантный, сдержанный интеллектуал, который выделяется на фоне своих коллег, не израильтянин, который хорошо знает, какой трудной, несправедливой и бессердечной бывает его страна. Перед нами Сократ. Мудрец, которого судили зашоренные и недальновидные. Который понимал, что так он поставит свою точку в деле. И останется на века.

Слова Сократа о том, что ему интересна смерть, - эта новизна, загадка, этот феномен, который невозможно понять, прожить, от которого на этой земле не сбежит никто, - звучат светло, простодушно, и мощно итожат монолог. Алекс Анский играет, декламирует, остро проживает текст - и жизнь Сократа. Дает публике реальный пример того, как привычка читать и думать открывает горизонты. Распахивает двери. Наводит на очень серьезные выводы. Личные, индивидуальные - а не проповедуемые СМИ, политическими лидерами, разного толка лжемудрецами.

Мелодия качнулась, осталась в памяти. И свет остался. Свет прекрасной судьбы. И захотелось хотя бы немного стать, как Анский. И как Сократ¸ разумеется.