The Washington Post назвала пианиста наследником Ференца Листа. В 2019 году американский журнал Forbes включил Трифонова в рейтинг самых перспективных молодых профессионалов «30 до 30», назвав его «вероятно, самым знаменитым пианистом своего поколения». Его технику газета «Гардиан» назвала «даже пугающей». Музыкальный обозреватель и писатель Норман Лебрехт написал о нем: «Это большой артист, феноменально одаренный, почти полностью сформировавшийся, со свежими идеями, неотразимой харизмой, которой невозможно сопротивляться с того момента, как только он выходит из-за кулис и садится за инструмент с неодолимой жаждой поделиться своим искусством с публикой». Еще в 2011-м году Марта Аргерих в интервью Financial Times сказала, что «У Трифонова есть все, что нужно, и даже больше. То, что он вытворяет своими руками, просто невероятно. Его прикосновение - в нем есть мягкость и в то же время что-то демоническое. Я никогда не слышала ничего подобного».
Его имя стало звездным почти сразу, восхождение к мировой славе было стремительным. В центр внимания Даниил Трифонов попал, не достигнув еще и 20-летнего возраста, когда появился на международной музыкальной сцене в 2010 году, заняв 3-е место в престижном конкурсе Шопена в Варшаве. В следующем году он стал победителем нескольких конкурсов, в том числе конкурса Артура Рубинштейна в Тель-Авиве и конкурса Чайковского в Москве. Его начали приглашать лучшие оркестры и самые крупные залы; Даниил Трифонов получил самую хвалебную критику других исполнителей и прессы. За короткое время он сумел завоевать множество престижных международных премий, в числе которых Премия Караяна, звание «Артист года» от музыкального издания «Gramophone», приз ECHO Klassik за лучшую сольную запись фортепианной музыки, написанной в 19-м веке, премия Немецкой ассоциации критиков и премия Grammy 2017 года за лучший классический инструментальный сольный альбом.
Как ему удалось добиться такого высочайшего успеха? Вряд ли существует единый «рецепт для гения», но исполнительский стиль Трифонова сочетает в себе виртуозную технику с необычайной чуткостью и глубиной интерпретаций, хрустальность звука и поиск нового - те качества, без которых невозможно исполнить «Искусство фуги» Баха.
«С тех пор как мне исполнилось 16 лет, я каждый день по полчаса играю Баха. Бах остается для меня альфой и омегой. В его сочинениях эмоциональный, интеллектуальный и физический аспекты музыки оптимально взаимодействуют друг с другом» - это высказывание другого великого пианиста, Андраша Шиффа, лауреата премии итальянских критиков Franco Abbiati Prize, которой, кстати, также удостоен и Даниил Трифонов (наряду со Святославом Рихтером и Раду Лупу).
Читайте также
Название «Фуга» происходит от латинского слова «бег» и означает музыкальную форму, при которой мелодия «перебегает» из одного голоса в другой. Цикл «Искусство фуги» - последний опус композитора, считающийся одним из самых сложных - создавался Бахом в течение семи лет, с 1742-го по 1749-й годы: четырнадцать фуг и четыре канона. Уже сам факт появления «Искусства фуги» в афише - явление для концертной сцены, а тех немногих пианистов, которые берутся освоить и исполнить этот головоломный баховский опус, не более двух десятков, начиная с Глена Гульда.
Запись «Искусство фуги» Баха («The Art of the Fugue», BWV 1080) в исполнении Даниила Трифонова входит в состав двойного альбома «Bach: The Art Of Life», выпущенном в октябре 2021 года компанией Deutsche Grammophon. Но израильские меломаны могут услышать «Искусство фуги» в исполнении Даниила Трифонова на сцене Тель-Авивского «Гейхал ха-Тарбут» 27 марта 2022.
«Для церкви полифония была одним из способов увидеть логику во Вселенной и доказать существование Бога», - рассказывает пианист Даниил Трифонов в интервью Apple Music. Но «Искусство фуги» - это гораздо больше, чем просто демонстрация мастерства. Как и в других произведениях Баха, здесь ощущается душевное тепло, красота и человечность, психологические нюансы, но в тоже время и метафизика и математический расчет. Бах прожил удивительную жизнь, - говорит Трифонов, - и это отразилось в его музыке. «Искусство фуги» - невероятное сочинение. Оно демонстрирует гений Баха, который в условиях строгих правил полифонии создал очень сложное и при этом удивительно красивое произведение. Иногда, чтобы сохранить эту сложность, Бах нарушает гармонию, зато порядок, в котором он расставил фуги, создает ощущение, будто рассказывается история. В этой музыке, безусловно, есть научный аспект, но еще она драматична и задумчива. До сих пор идут споры о том, для какого инструмента написано «Искусство фуги», но я думаю, Бах не ограничивался одним. Его сын Карл Филипп Эммануил Бах говорил, что композитор должен создавать пьесы, которые одинаково хорошо звучат на разных клавишных, будь то клавесин, фортепиано или клавикорд».
Бах не завершил последний контрапункт произведения, но Трифонов написал концовку, стилистически совместимую с музыкой Баха, завершив эту грандиозную контрапунктическую монографию, уловив самую суть баховского искусства. В последнем сontrapunctus (18-й номер цикла), завершающем этот грандиозный полифонический труд Баха и оборвавшемся, как известно, на 239-м такте - именно в том месте, где Бах начинал развивать тему, прописав нотами свое имя BACH, Трифонов сочинил окончание. Фуга была не дописана Бахом, потому что, согласно ремарке, сделанной на нотной странице его сыном, именно в этот момент Бах умер. По другой версии, Бах не дописал ее, чтобы будущие музыканты могли проявить свое контрапунктическое мастерство и создать свои версии финала.
География гастролей Даниила Трифонова - весь мир. Список оркестров и дирижеров, с которыми он играет, фестивалей, где выступает - бесконечен. Своим невероятным исполнением классических произведений он завораживает зрителей в известнейших залах всего мира. Чем же привлекает слушателей его игра? Сам Трифонов считает, что нельзя настраиваться на определенную интерпретацию музыкального произведения и придерживаться её во что бы то ни стало. В процессе работы над произведением он намеренно играет его по-разному, пробует контрастные версии. А уже на концерте многое зависит и от инструмента, и от акустики зала, благодаря которым музыкант может изменить свою интерпретацию произведения.
«Все равно любой материал должен быть пропущен через себя, - говорит Даниил Трифонов. - Мы исполняем не просто ноты - мы выражаем образы и эмоции композитора. И вот здесь проявляется индивидуальность. Все равно сыграть так, как бы хотел композитор, не представляется возможным. Многие композиторы как раз были известны открытостью к новым трактовкам. Необходимо доверяться естественному музыкальному течению и иметь почти детскую непосредственность в реакции на музыкальный материал».
Возможно, именно эта непосредственность придает такую свежесть звучанию классических произведений в его исполнении, завораживает зал. Не сомнения, что израильские меломаны несомненно будут рады новой встрече с таким выдающимся пианистом как Даниил Трифонов.
****
Бах. «Искусство фуги», BWV 1080
Даниил Трифонов - фортепиано
Тель-Авив. Аудитория имени Чарльза Бронфмана (Гейхал ха-Тарбут»)
27марта 2022 года, воскресенье, 20:00
Заказ билетов